Ярлыкапов А.А. Верования татар

Версия для печатиВерсия для печати

Татар верования. Татары (5522 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка; небольшая группа татар кряшены (в том числе нагайбаки) — православные. Ислам на территорию Волжской Булгарии (см. Ислам в России) стал проникать еще в 9 веке; в 10 веке он стал государственной религией. По свидетельству Ибн-фадлана, ислам здесь изначально распространялся по толку Абу-Ханифы, что объяснялось давними торговыми связями со Средней Азией. Ислам настолько укоренился среди волжских булгар, что они сами стали его проводниками среди соседних народов. Монгольское завоевание лишь на короткое время прервало этот процесс. Благодаря веротерпимости золотоордынских ханов ислам стал распространяться по всей территории ханства, став при хане Узбеке с 1312 года государственной религией Золотой Орды. После распада Золотой Орды центр мусульманской культуры переместился на территорию Казанского ханства. Сюда с территории Средней Азии проникает также суфизм (в основном накшбандийской ветви). Христианизация татар началась вскоре после завоевания в 1552 году Казанского ханства русскими и проходила несколькими волнами в период со второй половине 16 до первой половины 18 века, сопровождаясь репрессиями против мусульман. В целом результаты этой политики были весьма скромными: к середине 18 века было крещено 7.6% татар. К тому же крещеные при первой возможности вновь обращались в ислам: массовые обращения имели место в 18—19 веках и в начале 20 века. Положение мусульман улучшилось при Екатерине II. 

Было разрешено строительство новых мечетей, в 1789 году создано Оренбургское Духовное Собрание в Уфе с широкими полномочиями по управлению делами мусульманских общин России. В конце 18 — начале 19 века сначала в Петербурге, а затем в Казани начинается печатание исламских книг, в том числе и на татарском языке.

Наряду с официальным "мечетским" исламом среди татар в дореволюционной России продолжали бытовать суфийские братства. Шейхи здесь назывались на туркестанский лад "ишанами", отчего суфизм получил название ишанизма. Особых отличий в учении и духовной практике от среднеазиатских братств не было. Во второй половине 19 века на основе ишанизма в Казани возникло ваисовское движение, основанное дервишем Б. Ваисовым. Созданный им "Вайсов Божий полк мусульман-староверов" объявил о стремлении к чистоте первоначального ислама. Ваисовцы выступали против превращения мулл в своего рода "духовенство", отказывались подчиняться государственным органам. Соц. радикализм движения привел к его разгрому царскими властями. В 1905 году сын Б. Ваисова Г. Вайсов восстановил ваисовскую секту, просуществовавшую до 1918 года.

Вторая половина 19 века была ознаменована также распространением другого, обновленческого движения — джадидизма (араб, "джадид" — новый). Представители передовой мусульманской интеллигенции, хорошо знакомые с достижениями европейской цивилизации, отлично осознавали необходимость обновления ислама. Идеи джадидизма активно проводили в жизнь видные татарские религиозные и общественные деятели: Ш. Марджани, И. Гаспринский, Р. Фахрутдин и др. Просветительское по своей сути джадидистское движение сосредоточило свое внимание в первую очередь на реформировании традиционной системы мусульманского образования: образовывались новометодные медресе, где наряду с исламскими дисциплинами преподавались общеобразовательные предметы. Большое внимание уделялось пропаганде джадидизма на страницах исламской печати. Внушительный успех джадидизма вызвал тревогу среди представителей консерваторов-кадимитов (араб, "кадим" — старый), поддержанных царской администрацией. Последняя стала преследовать джадидов, обвиняя в панисламизме и пантюркизме. В первые годы советской власти ислам среди татар существовал относительно свободно: распространилось движение "советских шариатистов", сохранялись шариатские суды, мектебы и т. д. Однако с конца 20 — начала 30-х годов началась волна антиисламских репрессий: было закрыто большинство мечетей, арестованы и высланы муллы, разрушена система исламского образования. Наступившая в годы Великой Отечественной войны оттепель сменилась новой волной антирелигиозной пропаганды 60-х годов. Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) сохранило под своей юрисдикцией чуть менее ста мечетей; за все годы советской власти в бухарском медресе Мир-Араб было подготовлено всего несколько грамотных служителей культа. При этом довольно значительным оставалось число людей, исполнявших основные обязанности мусульман: молитва, пост и т. д. Осознание принадлежности к миру ислама было частью этнического самосознания большинства татар.

С конца 1980 — начала 1990-х годов началось активное возрождение исламских традиций среди татар. Идет активное строительство новых мечетей, а также возвращение старых, открываются мектебы и медресе, в которых возрождаются почти утерянные традиции мусульманского образования. Десятки татарских юношей обучаются в известных исламских центрах за рубежом, в т. ч. знаменитом каирском аль-Азхаре. С 1993 в с. Медяны Нижегородской области действует Исламский центр, подобный центр действует и в Москве. Одна из особенностей сегодняшнего бытования ислама среди татар — его ортодоксальный, "мечетный" характер. Некогда распространенный суфизм совершенно утратил свои позиции. Практически не прерывалась традиция праздничной исламской обрядности татар. Наиболее популярны главные праздники: Курбан-байрам и Ураза-байрам. В эти дни происходят общественные моления в мечети, взаимные посещения верующих, поминовение умерших родственников. Распространены также коллективные разговенья каждый вечер поста ураза. Популярен мавлид — день рождения пророка Мухаммада. Мавлид сопровождается чтением религ. текстов, прославляющих пророка и его семью. Крещеные татары отмечают праздники христианского календаря.

Домонотеистические верования татар практически полностью вытеснены исламом. Персонажи низшей демонологии (духи-хозяева различных мест, леший шурале и т. п.) отождествляются с джиннами и шайтанами. В одном из названий Аллаха — Тангир сохранилось название древнего тюркского божества.

Мусульманские общины татар находятся под юрисдикцией Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (муфтий — Талгат Таджуддин). С 1994 общины Москвы и ряда прилегающих областей объединены в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМ ЕР, муфтий — Равиль Гайнутдин). В 1992—1994 годы было создано еще несколько десятков духовных управлений мусульман.

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 507-510.

Этнос: