Батьянова Е. П., Сирина А. А. Религиозные представления чукчей

Версия для печатиВерсия для печати

Чукчи — народ в Российской Федерации, насчитывающий 15,1 тыс. чел. (1989). Живут в Чукотском автономном округе, в Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе. Подразделяются на береговых (оседлых охотников на морского зверя) и оленных (кочевых оленеводов).

В религиозных воззрениях чукчей много общего с другими палеазиатскими народами Сибири (см. Народов Сибири верования). В основе религии — вера в духов, одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности. Вселенная представлялась состоящей из трех (пяти, семи) миров. Главное божество — Творец, или Верховное Существо, обитающее в Верхнем мире. С Верховным Существом отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. У крещеных чукчей с образом Творца связывались также представления о христианском боге. Иногда в роли Творца выступает мифический герой — Ворон Куркыль: он создает местность, диких и домашних животных, учит людей жить. Солнце — человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или собаках; Луна — солнце злых духов; Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч; Млечный путь — песчаная река; Полярная звезда — небесная привязь, вокруг к-рой ходят все звезды. В Верхний мир можно попасть через отверстие в Полярной звезде, а также по радуге или солнечному лучу.

Бытовали представления о множественности человеческих душ. Душа — чаще невидима, иногда связывалась с образом черного жука. Были распространены понятия о парциальных душах, т. е. душах отдельных органов и частей тела. Болезни часто объяснялись кражей души вредоносными духами, которые делились на несколько категорий. В злых духов могли превращаться умершие родственники. Оберегами от злых духов служили амулеты, магические заклинания, татуировка и пр.

Существовал культ духов-хозяев: хозяина диких оленей, хозяина морских зверей. Развиты культы промысловых животных: кита, нерпы, моржа и пр. Праздники-обряды, связанные с годовым хозяйственным циклом, устраивались для "возрождения" промысловых животных и обеспечения удачной охоты и осмыслялись как акт благодарения животных и их духов-хозяев за добычу. Были распространены жертвоприношения, в т. ч. заклания оленей и собак. Культ огня у чукчей включал в себя элементы культа предков. Орудие для добывания огня путем сверления (гыр-гыр) считалось священным предметом и наследовалось по мужской линии. Ему приписывалась особая функция — "присматривать" за оленьим стадом.

Среди чукчей распространен шаманизм. Практиковалось шаманство обрядовое, семейное и индивидуальное, специализированное. Семейное, обрядовое камлание осуществлялось в наружном шатре, шаманское — во внутреннем пологе яранги. Шаманы камлали в темноте. Особого облачения у шаманов не было, но их одежда имела отличительные знаки. Наблюдалась специализация шаманов. Среди них различались чревовещатели, знахари, предсказатели. Известны шаманы "превращенного пола".

Тела людей, умерших естественной смертью, анатомировали, чтобы определить, какие органы и части тела "съедены" злыми духами, затем их оставляли в тундре на земле, иногда прикрывая сверху камнями, реже — сжигали. Считалось, что их души попадали в нижний мир, теряя способность к реинкарнации. Умершие в бою или по обычаю добровольной смерти попадали в верхний мир. Их трупы обычно сжигали.

С 18 века русские миссионеры начали распространять среди чукчей православие. К началу 20 века чукчей-христиан насчитывалось около 1,5 тысяч челеовек, но их принадлежность к православию была в значительной степени формальной.

Е. П. Батьянова, А. А. Сирина

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 563-564.

Этнос: