Афганистан

На территории современного Афганистана с глубокой древности возникали государства, создаваемые самыми разными народами. Наиболее ранним из них было Бактрийское царство (или царства), существовавшее в VII—VI вв. до н. э. К сожалению о его истории и правителях сохранились самые фрагментарные сведения. Государство было завоёвано персидским царём Киром Великим во время похода 539-530 гг. до н. э. Персов сменили греко-македонцы. Их царства просуществовали до середины I в. до н. э.

Позднее приходили всё новые и новые завоеватели: кушаны, эфталиты, тюрки, сасанидские персы, арабы. В XI—XII веках на территории нынешнего Афганистана существовали сильные государства Газневидов и Гуридов. О них говорилось выше.

Современное государство Афганистан возникло в середине XVIII века. Основатель его, Ахмад-хан, происходил из племени абдали, командовал афганскими войсками, входившими в состав войск иранского Надир-шаха. После убийства последнего в 1747 году, Ахмад-хан вернулся на родину в район Кандагара и вскоре был провозглашен там главой нового независимого государства. Он принял титул дурр-и-дурран («жемчужина жемчужин»), ставший затем названием династии. Своё племя абдали он переименовал в дуррани (жемчужные). Довольно быстро Ахмад-хану подчинились и другие афганские провинции и племена. Затем он повёл многочисленные захватнические войны и грабительские набеги, от которых особенно пострадала Индия.

 

Династия Дуррани (Абдали), 1747—1842 гг.

Ахмад-шах 1747—1773

Тимур-шах  1773—1793

Шах-Заман 1793-1801

Шах-Махмуд 1801-1803

Шах-Шуджа ал-Мульк 1803-1809

Шах-Махмуд (вторично) (в Герате до 1829) 1809-1818

Карман (в Герате) 1829-1842

Али-шах (номинально) 1818—1839

Хабибула-хан  1823-1824

Шердиль-хан  1824-1825

Шах-Шуджа (вторично)  1839-1842

Фатх Джанг-шах 1842

Шахпур-шах 1842

В конце XVIII века в династии Дуррани произошёл раскол. Государство распалось на отдельные части. Между различными феодальными кликами шла постоянная борьба. В 1818 году в Афганистан из Индии вторглись войска сикхов, а затем англичан.

 

Династия Баракзаев (Мухаммадзаев), 1826—1929 гг.

В 1926 году власть в Кабульском княжестве захватил происходивший из рода мухаммадзай племени баракзай, Дост Мухаммад- хан. Он возглавил борьбу с агрессорами, одновременно постепенно подчиняя себе другие афганские провинции.

Дост Мухаммад-хан  1826—1840

Мухаммад Акбар-хан (сын Дост Мухаммад-хана, возглавил сопротивление англичанам

во время нахождения отца в плену)  1840—1843

Дост Мухаммад-хан (вторично) 1843—1963

Шер Али-хан  1863-1866 (в Кандагаре до 1867)

Мухаммад Афзал-хан 1866—1867

Мухаммад Азам-хан 1867—1868

Шер Али-хан (вторично)   1868-1879

Мухаммад Йакуб-хан 1879

Абд ар-Рахман-хан   1880-1901

Хабибула-хан  1901-1919

Аманула-хан (с 1923 г. — король)  1919—1929

Инаятулла-хан 1929

Против пытавшегося проводить в стране некоторые реформы Аманулы-хана возникло много выступлений и восстаний. В 1929 году он вынужден был отречься от престола в пользу своего брата Инаятуллы. Но вскоре Кабул захватили отряды бывшего унтер- офицера афганской армии Хабибулы по прозвищу Бачай Сакао,

который и был провозглашён эмиром.

Хабибула (Бачай Сакао)  1929

Власть Бачай Сакао была свергнута Надир-шахом, бывшим военным министром Аманулы-хана.

 

Династия Надир-шаха, 1929—1973 гг.

Надир-шах  1929-1933

Мухаммад Захир-шах 1933-1973

В результате военного переворота в 1973 году монархия в Афганистане была свергнута. Последний король живёт в эмиграции.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 580-582.


Читайте на сайтах портала ХРОНОС:

Афганистан (хронологическая таблица).

Гандхары цари. Династии, правившие в I в. до Р. X. — I в. в Гандхаре (Северо-западный Пакистан) и Арахосии (Афганистан).

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

В.М. Массон, В.А. Ромодин. Социально-экономическая история афганских племен в XVI—XVII веках

В истории афганцев в позднем средневековье до сих пор остается невыясненным вопрос о роли кочевого скотоводства и земледелия у различных племен. В современном Афганистане насчитывается примерно 2 миллиона кочевников-скотоводов, большинство из которых афганцы. Несомненно (и об этом свидетельствуют данные письменных источников), в средние века и в новое время в хозяйстве ряда афганских племен преобладало кочевое скотоводство. Однако мы располагаем и довольно многочисленными свидетельствами о распространении земледелия у афганцев в рассматриваемое время.

Прежде всего — это свидетельства Бабура. При описании своих походов он неоднократно упоминает о земледелии у различных афганских племен. О жителях Хаштнагара ему доложили, что у них много зерна; впоследствии обнаружилось, что зерна у афганцев этого района меньше, чем ожидалось, но у них есть засеянные поля. Об афридиях, находившихся с семьями и скотом в Бара, Бабуру сообщили, что у них посеяно много риса; это сообщение также оказалось сильно преувеличенным, но посевы риса у афридиев в этом районе были...

В.А. Ромодин. Пуштуны: историко-демографические данные

Приведенные ниже цифровые данные относятся к середине XX века. Главный письменный источник, к которому они восходят, — «География Афганистана» [5], опубликованная в Кабуле в 20-х годах XX века. Содержащиеся в этом источнике сведения о численности афганских племен были тщательно проверены, откорректированы и дополнены как по имеющимся в литературе данным [7 и др.], так и по этнографическим материалам, полученным ташкентским ученым А. В. Станишевским и другими этнографами в Средней Азии расспросным путем у знатоков быта и генеалогических преданий афганских племен (в частности, у жившего долгое время в Ташкенте Г. М. Рауфа) 1. Вычисленные таким образом сведения более полны по сравнению с другими подсчетами и оценочными данными, используемыми до последнего времени авторами книг об Афганистане 2. В следующей ниже таблице эти цифровые сведения приводятся с незначительными изменениями и поправками, сделанными на основе работы М. Г. Асланова [2] и справочников 1960 и 1964 гг. [8; 3], а также с учетом ранних сочинений и справочных изданий...

Происхождение афганцев (ИСЗАвСВ, 1970)

Основными территориями, на которых происходило формирование афганской народности, считаются Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветто-Пишинское нагорья. В древности население этих территорий говорило на языках восточноиранской группы, к ней относится и современный афганский язык (пашто). Древний восточноиранский пласт надо считать основой, к которой восходят истоки этногенеза афганцев. В состав этой народности на ранних этапах вошли, по-видимому, бактрийцы и саки, а позднее, вероятно, и эфталиты.

Упоминания об афганцах и Афганистане встречаются в индийских и китайских источниках не позднее VI—VII вв. В арабских и персидских источниках первые несомненные известия об афганцах появляются в X—XI вв., где о них говорится как о жителях горных районов от Газны до Индии. Время, когда афганская народность окончательно сформировалась, еще трудно определить. Важным этапом этногенеза афганцев были XI—XII вв...

Асланов М.Г. Пуштуны

ПУШТУНЫ 1) Этническое название афганцев, живущих за пределами Афганистана, главным образом в Западном Пакистане (прежнее название - патаны). Населяют прилегающую к Афганистану территорию - от Читрала до Северного Белуджистана. Общая численность пуштунов в области их основного расселения (Пакистан) около 7,4 млн. человек (1963). Значительные колонии пуштунов имеются в крупных торгово-промышленных центрах Пакистана. Большинство пуштунов говорит на диалектах восточного пушту, меньшая часть - на диалектах западного пушту; на основе халило-момандского диалекта возникла литературная форма восточного пушту (с центром в Пешаваре). По религии пуштуны - в основном мусульмане-сунниты, незначительное количество исповедует шиизм. У пуштунов сохранилось деление на племена и хели (подразделения мельче племени вплоть до рода). Важнейшие племена: в районе Хайберского прохода живут афридии, моманды, оракзаи (свыше 250 тысяч человек); севернее Пешавара расселилась крупнейшая группа племен - юсуфзаи, составляющие также основное население княжества Сват; к Югу и Западу от Пешавара живут бангаши (80 тысяч человек), хаттаки (около 300 тысяч человек), а далее - вазиры (около 400-500 тысяч человек); в Северном Белуджистане живут какары (около 300 тысяч человек). Некоторые племена разделены государственной границей на две части; например, в Афганистане и Пакистане живут моманды, шинвари, какары, вазиры...

Моногарова Л.Ф. Припамирские народности

ПРИПАМИРСКИЕ НАРОДНОСТИ (припамирские народы или припамирские таджики) - термин, обозначающий ирано-язычное население Горно-Бадахшанской АО Таджикской ССР (ваханцы, ишкашимцы, шугнанцы, рушанцы, баджуйцы, хуфцы, бартангцы, язгулемцы), Афганского Бадахшана (также и зебакцы, сангличи), Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (сарыкольцы). В СССР (по данным родного языка) припамирских народностей - около 46 тысяч человек (1961), в остальных странах - около 80 тысяч человек. Говорят на памирских языках, входящих в восточно-иранскую группу.

Асланов М.Г. Нуристанцы

НУРИСТАНЦЫ - основное население Нуристана в Афганистане, часть живет в Читрале в Пакистане. Нуристанцы распадаются на ряд племен - кати, пресун, вайгели, ашкун, вама, говорящих на языках дардской подгруппы иранской группы индо-европейской семьи языков. Численность - около 100 тысяч человек (1961). Занимаются отгонным скотоводством (мужчины), земледелием (женщины), а также садоводством, виноградарством, ремеслами, охотой. В прошлом соседние мусульманские народы называли нуристанцев кафирами (от арабского кафир - неверный), а их страну Кафиристан («страна неверных»), так как они сохраняли свои древние верования. В конце 19 века Англия признала Кафиристан территорией Афганистана, а в 1896 году эмир Абдуррахман силой оружия покорил кафиров и обратил их в ислам, после чего кафиров стали называть джадид-уль-ислам (новообращенные мусульмане), а страну - Нуристан. У нуристанцев до настоящего времени частично сохраняются домусульманские верования и пережитки родоплеменной организации.

 

Жданко Т.А. Каракалпаки

КАРАКАЛПАКИ - нация, основное население Каракалпакской АССР. Общая численность в СССР - 172,6 тысяч человек (1959). Из них 156 тысяч человек живет в Каракалпакской АССР, часть - в разных областях Узбекской ССР и на Севере Туркменской ССР, небольшие группы имеются в Казахстане и Киргизии. Вне пределов СССР около 2 тысяч человек каракалпаков живет в Афганистане. Язык каракалпаков относится к кыпчакско-ногайской подгруппе кыпчакской группы (западной ветви тюркских языков). В антропологическом типе каракалпаков установлено наличие 2 пластов - европеоидного, связанного с местным среднеазиатским древним степным населением эпохи бронзы и античные времени, и более позднего - монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. Древнейшими предками каракалпаков были сако-массагетские племена (апасиаки, аугасии и др.), жившие с 1-х веках до н.э. у южных берегов Аральского моря...

Асланов М.Г. Дуррани

ДУРРАНИ (правильнее - дурани) - крупнейшая группа афганских племен (см. Афганцы). Численность свыше 1,5 млн. чел. (1959); ранее (до 1747 года) называлась абдали. Главные племена - баракзаи, попальзаи, алькозаи, ацакзаи - составляют ветвь зирбк, а нурзаи, исхакзаи, ализаи - ветвь панджпбо. Язык дуррани - западное наречие пушту (или пашто), принадлежит к восточной группе иранских языков. По религии мусульмане-сунниты. Основные районы расселения - Кандагарская и Гератская провинции, Гиришкская и Фарахская области Афганистана.

Асланов М.Г. Афганцы

АФГАНЦЫ (самоназвание - паштаны, ед. ч. пуштун, у вост. А. соответственно - пахтаны и пухтун) - нация, составляющая большинство населения Афганистана (7,2 млн. в 1959, из них ок. 2 млн. кочевников). Афганцы говорят на языке пушту (пашто), принадлежащем к восточно-иранским языкам и распадающемся на ряд племенных диалектов и говоров. Афганцы проживают главным образом в Южном Афганистане, составляя большинство населения вилаятов (провинций) - Кабульского, Кандагарского, Нанграхарского и Пактийского, и ала-хукуматов (областей) - Газнийского, Гиришкского, Урузганского и Фарахского; составляют около 30% населения Гератской пров. По религии большинство афганцы - мусульмане-сунниты, небольшое количество шиитов. Большая часть оседлых афганцев занимается земледелием, основанном на искусственном орошении (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, плодоводство и др.). В южных и восточных районах Афганистана афганцы занимаются лесным промыслом. Афганцы-кочевники и полукочевники разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов...

Асланов М.Г. Аймаки

АЙМАКИ - общее название для живущих в северо-западных и центральных частях Афганистана 4 кочевых или полукочевых народностей: джемшиды, западные хазарейцы, фирюзкухи и таймани; называются также чаар-аймак (4 народности, от тадж. чаар, или чор, - четыре и тюрко-монг. слова аймак). Всего аймаков насчитывается около 350 тысяч человек (1959), в том числе джемшидов - 85 тысяч человек (кроме того, 30 тысяч человек в Иране (Хорасан)), западных хазарейцев - 55 тысяч человек, фирюзкухов - около 95 тысяч человек, таймани - 85 тысяч человек Живут преимущественно в северо-западных и центральных частях Афганистана. Их объединяют общий язык и религия. Говорят на таджикском языке. По религии - мусульмане-сунниты (в т. ч. и западные хазарейцы, в отличие от восточных хазарейцев - шиитов)...

Страницы

Подписка на RSS - Афганистан