Митанни

МИТАННИ (аккадскское Ханигальбат, египетское Нахарина) - раннерабовладельческая держава 16-13 веков до н. э. в Верхней Месопотамии во главе с хурритским племенем митанни. Столица - Вашшукканни (Васугани, Усукани, Сикани), современный - Рас-эль-Айн, на реке Хабур (в современной Сирии, на турецкой границе).

Коренным населением являлись субарейцы (известны с начала 3-го тысячелетия) и хурриты (известны с середины 3-го тысячелетия до н. э.).

Древнехурритские царства (23-17 веков до н. э.). В конце 3-го - начале 2-го тысячелетия на территории Митанни существовал ряд независимых хурритских государств (Ур-Киш и Навар (в районе рек Заба и Диалы), Алше, Куммийское царство (шумерское Кимаш, урартское Кумену), Ашшурское царство, Ямхад (столица - город Халпа) и др.).

Среднемитаннийское царство (16 века до н. э.). К начале 16 века образовалась сильная Митаннийская держава (из царств Кумми и Алше), которая нанесла около 1595 года поражение хеттскому царю Мурсили I. В середине 16 века Митанни достигла большого могущества (при царях Кирте и Шутарне I), но во 2-й половине 16 века потерпела ряд поражений в борьбе с египетским фараоном Тутмосом I, вытеснившим митаннийские войска из Сирии, и затем попала под власть вавилонского царя Агума II.

Новомитаннийское царство (конец 16 - 15 века дон. э.). В конце 16 века началось новое возвышение Митанни. При царе Шаушаттаре (1510-1480) Митаннийская держава владела на Севере - Алше (на верхнем Тигре), на Западе - Северной Сирией и Кицуватной (в Малой Азии), на Северо-Востоке - Куммийским царством, на Востоке - Аррапхой и Нузу (в бассейне рекиДиалы), на Севере - Уруатри (до современных Триалети и Лчашена у остро Севан). В 1500 гоуд Шаушаттар подчинил город Ашшур. В 1492/91 году фараон Тутмос III нанес поражение Шаушаттару и отнял его владения на Запад от Евфрата.

При Артатаме I (1480-1460) Митанни сблизилась с Египтом. Союз с Египтом был закреплен неоднократной отправкой митаннийских царевен в гаремы фараонов. При Тушратте (1438-1400) усилилась антиегипетская группировка во главе с вельможей Тухи и были сделаны попытки сближения с Хеттским царством. Однако в дальнейшем Тушратта возобновил союз с Египтом и выдал свою дочь за Эхнатона. Он вел успешно войну с хеттами и заключил союз с вавилонским царем Бурнабуриашем II против Ассирии. Около 1400 года Тушратта был разбит хеттским царем Суппилулиумой и затем свергнут и убит Шутарной III (сыном алшейского правителя), занявшим престол Тушратты. Территория Митанни была поделена между Алше и Ассирией. Куммийское царство (Хурри) и союз урартских племен (Уруатри) получили независимость. В начале 14 века Суппилулиума после свержения Шутарны III посадил на престол Митанни сына Тушратты Маттивазу, которого сделал своим вассалом. В своей внутренней политике цари Митанни опирались обычно на военную аристократию из ариев (марианни).

Большую роль в Митанни играл культ индийских (ранневедийских) богов Индры, Варуны, Митры, Насатьи и др. В мифах Митанни чувствовалось значительное вавилонское влияние; основные сюжеты (мифы о Кумарби и Улликуми) сохранились в хеттской переработке.

Позднемитаннийское царство (14-13 века до н. э.). В этот период Митанни вела упорную борьбу с Ассирией; царь Митанни Шаттуара I потерпел поражение от Ададнирари I и попал в плен. Царь Шаттуара II выступил с помощью хеттов и арамейцев против Салманасара I (начало 13 века до н. э.), но был побежден, и ассирийские войска дошли до Кархемиша. В это время началось арамейское нашествие. Митанни потеряло свою самостоятельность и распалось на ряд княжеств, попавших под власть Ассирии.

A. Г. Кифишин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Литература:

Меликишвили Г. A., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тбилиси, 1954;

Messerschmidt L., Mitannistudien, В., 1899 (M. V. A. G., Н. 4);

Contenau G., La civilisation des Hittites et des Hurrites du Mittanni, P., 1948.

Культура хурритов

Мифологии и культам, лежащим в основе хурритской культуры, присуща архаичная концепция тождества гнева богов и ритуальной скверны, которые снимаются очистительной жертвой. Первобытный коллективизм сакральных трапез еще не преодолен; разобщенность намечается, но еще не состоялась. Главой пантеона хурритов был Тешшуб (бог грома, аналог Зевса), в сердце Северной Сирии, Халебе, его супругой выступает Хебат (иногда сопоставляется с западпосемитской праматерью Евой), сын их — Шаррума. В Аррапхэ почитается та же пара: Тешшуб и Хебат (их священные животные — бык и корова); их дитя — теленок Тилла. Вместе с тем в Киццувадне — хурритском государстве, ближайшем к хеттам, почиталась совершенно иная триада: Тешшуб, Хебат и сестра Тешшуба, Шавушка. Эти две богини существенно различаются как по генеалогии (первая — супруга, вторая — сестра), так и по функциям: атрибут первой — трон, второй — ложе. Это противостояние богинь отмечается и в размещении покоев служительниц той или другой во дворце Нузи...

Хурриты (АС, 1990)

ХУРРИТЫ (Hurri), народ, впервые зафиксирован к юго-западу от Каспийского моря в 2300 году до н. э. Отсюда они передвигаются в Сирию, где основываются несколько царств, из которых особого внимания заслуживает Митанни (1500 год до н. э.). Пантеон хурритов отличался от религиозных представлений их соседей, зафиксирован в скальном святилище Язылыкая хеттами. Язык известен по коллекции религиозных текстов и позже по архивам Телль-эль-Амарны, он не связан с какой-либо языковой семьей. Сирийская часть территории была поглощена ассирийской империей, но область Урарту осталась независимой и в более позднее время.

Некоторые данные об общественных отношениях у хурритов (ВИ, 1955)

О внутреннем строе Митанни нам почти ничего неизвестно, но мы можем подробно судить об обществе хурритов Аррапхи (современного Киркука), крайней области на востоке из находившихся под владычеством Митанни, хотя временами здесь господствовали и касситы. Возможно, что материал из Аррапхи может дать и некоторое общее представление о всём хурритском обществе середины II тысячелетия до н. э. До нас дошло несколько тысяч частных и официальных документов из укреплённого поселения Нузу (современное городище Иорган-Тепе), в области Аррапхи, составленных на аккадском языке, однако содержащих такие характерные ошибки, по которым, без всякого сомнения, можно определить, что не аккадский, а хурритский был родным языком писавших.

Большую часть территории Нузу занимал «дворец» — средоточие местного государственного хозяйства. Государственному хозяйству принадлежало значительное количество рабов, расселенных по окрестным поселениям. Дворцу были подчинены различные государственные служащие, свободные ремесленники и т. п., а также «люди дома» — низшая категория свободных лиц, зависимых от дворца, — по-видимому, не имевшие земельного надела в общине...

Подписка на RSS - Митанни