Иранское нагорье, обширная территория, которую в настоящее время занимают Иран и Афганистан, расположено в среднем на высоте 4000 футов над уровнем моря. По этому плоскогорью, для которого более характерны голые горные гряды и безводные пустыни, нежели плодородные земли, а также через города, расположенные на значительном расстоянии друг от друга вдоль берегов немногочисленных рек, всегда проходили торговые пути, соединявшие далекую Азию со странами Средиземноморья. С древнейших времен различные племена из глубин Азии двигались на юг и запад через плато и далее. Только караванам удавалось благополучно проходить здесь. Воины-кочевники на лошадях, передвигавшиеся медленно, так как они перегоняли овец и рогатый скот, приходили сюда в поисках пастбищ. Тут оставили след многочисленные армии, которые разрушали на своем пути города и убивали жителей...
Многое сообщают и другие заимствованные слова в ведийском санскрите. Например, считается, что в санскрите не было названия для плуга. И если у ариев к моменту их прибытия в Индию не было слова для плуга и его пришлось заимствовать из какого-то языка, логично предположить, что плуга они не знали. Ахараппцы знали. Из этого следует, что арии обучались использованию плуга у местных потомков хараппцев. Возможно, ими были «даса» ведийских текстов, хотя сейчас появились основания пола[1]гать, что на самом деле «даса» были потомками индоевропейцев из еще более ранней волны расселения, и считать их коренным населением нельзя. И что взаимоотношения ариев с «даса» начались в Афганистане, еще до прибытия ариев в Индию...
Хараппцы, вынырнувшие из забвения с помощью археологической лопатки, быстро привлекли внимание ученых всех мыслимых профессий и щедрые субсидии на проведение исследований, благодаря чему объем знаний о них рос столь же быстро, как когда-то их империя. Арии же, люди из того богатейшего санскритского литературного наследия, из которого традиционно черпались все представления о Древней Индии, оказались в тени. Сильно дискредитированные борьбой европейских держав за первенство в XIX веке и попыткой использовать их в новой тевтонской идеологии 1930-х годов, могущественные арии утратили благосклонный интерес академической науки. Вопросы, которые среди раннего поколения ученых считались бы совершенно еретическими, снова стали подниматься: а кто были эти арья, откуда они пришли и даже были ли они, собственно, народом?..
Период индийской истории, следующий за упадком Индской цивилизации, принято называть ведийским по названию основного источника информации — «Вед». В это время в И. пришли племена индо-ариев, распространившиеся по ее Северо-Западной и Центральной частям. Ведийский период длился приблизительно с середины II до середины I тысячелетия до н. э. При этом выделяется Ранневедийский период (около XIII—X века до н. э.) — начальный этап проникновения индо-ариев на территорию Индостана и их передвижения на восток, а также Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.) — этап перехода индо-ариев к оседлому образу жизни, интенсификации контактов с местными до-арийскими племенами и зарождения первых государств в Северо-Западной Индии...
ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ (англ. Indo-Europeans), языковая семья, происхождение которой, по-видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н. э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также на Ближнем Востоке (с хеттами и хурритами в Митанни). Почти все современные языки Европы, а также Индии (санскрит и т. д.) являются индоевропейскими. Как это впервые было показано сэром Уильямом Джонсом в 1786 г.оду термин индоевропейцы можно с уверенностью применять лишь к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.
Основными занятиями населения ведийской эпохи были земледелие и скотоводство. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу жизни способствовало появление железа, его применение в различных отраслях производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо в небольшом количестве было известно в Северной Индии в X веке до н. э., но широкое распространение оно получило позднее (по мнению ученых, в среднегангской долине это имело место в VII веке до н. э.). Трудно с уверенностью утверждать, что создатели «Ригведы» уже были знакомы с железом, среди исследователей еще идут споры о терминологическом определении железа в это время (возможно, это был термин «айяс»). Уже в более поздних ведийских текстах употребляется термин «шьяма» или «шьямас» («черный айяс»)...
Данные ведийских текстов и материалы археологии позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарииских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В тот период происходили военные столкновения с местными племенами, между собой враждовали и индоарийские племена.
Судя по гимнам «Ригведы», можно установить район обитания древних индоарийских племен. Главной и священной рекой считалась Сарасвати, наряду с которой были известны Инд (Синдху), Гумал и некоторые реки Пенджаба. Название реки Ганг встречается в «Ригведе» лишь один раз (в ее поздней, десятой части — мандале). Интересны данные о географических познаниях ригведийских племен: им хорошо были известны Гималаи, но, очевидно, они еще не знали о горах Виндхья, так как в гимнах о них не упоминается. В более поздних ведийских сборниках уже многократно говорится о различных областях Восточной Индии...
В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию. Дискуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев.
Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расово-полноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям, только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство...
Индоевропейцы — древняя этно-языковая общность Евразии, с которой соотносится индоевропейский праязык (см. Индоевропеистика) — реконструированный предок исторических индоевропейских языков. На основе лингвистических, археологических, палеогенетических и иных данных время существования индоевропейцев определяется поздним неолитом (V—IV тысячелетия до н. э.). Первоначальный ареал распространения этой общности до настоящего времени является предметом научных дискуссий. Весь комплекс языковых и культурно-исторических свидетельств дает возможность свести множество гипотез относительно прародины индоевропейцев к нескольким основным: Восточноевропейская гипотеза (Волго-Каспийский ареал, причерноморские степи: М. Гимбутас, Е. Н. Черных, Н. Я. Мерперт), Центрально-европейская гипотеза (север Балканского полуострова: И. М. Дьяконов, О. Н. Трубачев, Л. А. Гиндин), Ближневосточная гипотеза (Анатолия, Северная Месопотамия: Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов, К. Ренфру)...
В определенный момент своего долгого пути благородные роксоланские народы разделились на две части. Одна направилась к нынешней Померании и обосновалась там, а оттуда приступила к завоеванию соседних островов и южной окраины Швеции. В первый раз арийцы стали мореплавателями и освоили новый вид деятельности, в котором им было суждено превзойти отвагой и умением все остальные цивилизации. Другая ветвь, которая в свое время также стала знаменитой в этой области, продолжала двигаться в направлении Ледовитого моря и достигла сурового побережья, обошла его и, снова повернув на юг, ступила на землю Норвегии, т. е. «северного пути», мрачную страну, недостойную родину для этих славнейших воинов. Там оставшиеся племена перестали называться сарматами, роксоланами, асами, т. е. отказались от имен, отличавших их от остальных белых рас. Теперь они стали саками...