Гумилев Л.Н. Гунны

Версия для печатиВерсия для печати

ГУННЫ (греч. Oynnoi, лат. Hunni) - народ, образовавшийся во 2-4 веках главным образом в результате смешения тюркоязычных хунну, в 155-160 годы пришедших из Джунгарии (куда они были вытеснены из Центральной Монголии в 1 веке), и угорских племен Приуралья и Поволжья, объединившихся с пришельцами в племенной союз.

Эта точка зрения на происхождение гуннов наиболее полно сформулирована К. А. Иностранцевым, который предложил называть гуннами западную ветвь, а хунну - восточную ветвь единого тюркоязычного народа. Ее разделяют советские ученые С. В. Киселев, М. И. Артамонов, Л. Р. Кызласов, Н. Я. Мерперт, Л. Н. Гумилев, английский - Мак-Говерн, чешский - Е. Прицак; оспаривают: английский ученый Э. А. Томпсон, американский - О. Мэнчен-Хелфен, считающие гуннов автохтонами Восточной Европы, т. е. уграми, и Ф. Альтхейм (ФРГ), связывающий их с хионитами, эфталитами и ху (частью тоба). Советский ученый А. Н. Бернштам считал, что часть гуннов пришла из Азии, часть же возникла автохтонно, а также предполагал существование среднеазиатских гуннов, опираясь на археологические раскопки Кенкольского могильника (ошибочность гипотезы доказана С. С. Сорокиным).

К 70-м годам 4 века относится начало массового продвижения гуннов на Запад. Завоевав аланов, гунны во главе с вождем Баламбером перешли Дон, сокрушили державу Эрманариха (375), подчинив большую часть остготов и заставив вестготов в 376 году отступить во Фракию (см. Великое переселение народов). В 377 году гунны вошли в непосредственное соприкосновение с Римской империей. Стремительное продвижение кочевников-гуннов, сражавшихся на конях, сокрушавших все на своем пути, производило огромное впечатление на современников. Наиболее подробно оно описано Аммианом Марцеллином (4 век) и Иорданом (6 век) (их сочинения - основные письменные источники для изучения истории и общественного строя гуннов в Европе). 200 лет, проведенные группой гуннов в угорской среде, метисация и отрыв от культурных центров обусловили регресс и упрощение быта гуннов сравнительно с оригинальной культурой азиатских хунну. Аммиан Марцеллин и Иордан сообщают, что гунны жили охотой и грабежом соседей, не строили зданий, для наконечников стрел употребляли кость вместо железа, не знали наследственных власти вождей. По-видимому, это больше относится к уграм, объединившимся вокруг хуннского ядра; памятники материальной культуры 2-5 веков, которые находят на территории, подвластной гуннам, были также делом рук местного населения (гуннам, несомненно, принадлежали только котлы, сходные с древнекитайскими). Потребность в охотничьих угодьях и пастбищах послужила главной причиной вторжения гуннов в Европу. Западная Римская империя использовала гуннов как союзников в борьбе с германцами и народными движениями (участие гуннов в разгроме Алариха при Полленции в 402 году, Радагайса в Этрурии в 406 году, бургундов в 434 году и др.). В 395-397 годы гунны опустошили Сирию, Каппадокию и Месопотамию, в 408 году вторглись во Фракию, в 415 году - в Иллирию, к 420 году обосновались в Паннонии. Наибольшего территориального расширения и наибольшей мощи гуннский союз племен достиг под предводительством Аттилы, племянника царя Ругилы (ум. 434). В 445 году Аттила, убив соправителя Бледу, сосредоточил всю власть в своих руках; к 448 году был сломлен в восточной области сепаратизм акациров (М. И. Артамонов считает их частью гуннского народа). Основная территориальная база гуннов и ставка вождя находились в Паннонии. В 447 году гунны под предводительством Аттилы совершили опустошительный поход на Восточную Римскую империю, дойдя до окрестностей Константинополя. Византийский посол Приск договорился с Аттилой о мире путем уступки гуннам придунайских земель и повышения дани (которая уже раньше выплачивалась Византией). В 451 году Аттила со всеми подвластными ему племенами вторгся в Галлию, опустошив на своем пути Мец, Страсбург, Вормс, Майнц и другие населенные пункты. Гунны осадили Орлеан, но 15 июня 451 года на Каталаунских полях они были разбиты войсками Западной Римской империи и ее союзников; продвижение гуннов на Запад было остановлено. В 452 году, вторгшись в Италию, гунны разгромили Аквилею. (Путь движения гуннов см. на карте к ст. Великое переселение народов, СИЭ, т. 3, к стр. 136).

Общественный строй гуннов при Аттиле во многом отличался от строя их предков в Приуралье. Растут имущественные различия. Приск описывает ставку Аттилы как огромный деревянный дворец, он говорит о широком распространении у гуннов рабства (носившего, по-видимому, патриархальный характер). Власть вождей стала наследственной. Но гунны оставались кочевниками и в европейских условиях. Их общественный строй не вышел из стадии военной демократии. Покоренные племена гуннов облагали данью и обязывали их участвовать в военных походах. Религия гуннов заключалась в почитании небесного духа, которого позже (7 век) называли Тенгри-ханом. У них были идолы (литые из серебра) Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому, не было.

После смерти Аттилы (453) возникшие между его сыновьями споры из-за наследства послужили гепидам и древнегерманским племенам, покоренным гуннами и входившим в гуннский союз племен, сигналом для восстания. При реке Недао (в Паннонии) гунны были разбиты, союз племен распался. Гунны отступили в Причерноморье, откуда, вытесненные угорскими племенами, снова передвинулись на Запад, вступили в 469 году во Фракию, но были разбиты и отброшены Византией. Гунны исчезают как народ, хотя имя их иногда употребляется средневековыми авторами как нарицательное для обозначения многих кочевых племен. Остатки гуннов, оттесненные волжскими болгарами на Север, участвовали в этногенезе чувашского народа. В целом нашествие гуннов в Европу носило разрушительный, регрессивный характер. Оно нарушало хозяйственную жизнь земледельческих народов, задерживая их общественное развитие.

По-видимому, особую ветвь гуннов представляли дагестанские гунны. В 5 веке они сначала поддерживали армян, восставших против Сасанидов, затем были наняты Сасанидами для подавления восстания в Кавказской Албании. Можно предположить, что с ними связано небольшое царство к Северу от Дербента со столицей Варачан (в 7 веке стало вассалом хазар).

Л. Н. Гумилев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

Об отождествлении азиатских хунну с Г.: Иностранцев К. A., Хунну и гунны, Л., 1926 (дается история вопроса до 1926); интерпретация событий: McGovern W., The early empires of Central Asia. L., 1939; Гумилев Л. Н., Хунну. Срединная Азия в др. времена, М., 1960; Опровержение: Maenchen-Heilen O., Huns and Hsiung-Nu, "Byzantion", American series 3, v. 17, 1944-1945; Thompson E. A., The history of Attila and the huns, Oxford, 1948 (возражение: Гумилев Л. Н., Нек-рые вопросы истории гуннов, "ВДИ", 1960, No 4). О роли Г.: Бернштам А. Н., Очерк истории гуннов, Л., 1951 (опровержение: рец. Удальцовой З. В., "Большевик", 1952, No 11; Рафикова А. X., "ВИ", 1952, No 5; Кызласова Л. Р. и Мерперта Н. Я., "ВДИ", 1952, No 1; обсуждение: "CA", 1953, 17); Сорокин С. С., О датировке и толковании Кенкольского могильника, КСИИМК, 1956, вып. 64; Сиротенко В. Т., Взаимоотношения гуннов и Рим. империи, "Уч. зап. Пермского гос. ун-та", 1959, т. 12, вып. 4. О Г. Вост. Европы: Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Иордан, О происхождении и деяниях гетов, М., 1960 (вступ. ст. и примечания Скржинской Е. Ч.). О связях Г. с чувашами: Bartold V. V., 12 Vorlesungen über die Geschichte der Türken Mittelasiens, В., 1935; Серебренников Б. A., Происхождение чуваш по данным языка, в сб.: О происхождении чувашского народа, Чебоксары, 1957. Постановка вопр. о Г. по-новому (неосновательно): Altheim Г., Geschichte der Hunnen, Bd 1-3, В., 1959-61 (рец. О. Мэнчен-Хелфена в"Journal of the American Oriental Society", 1959, v. 79, No 4; Мандельштама А. М. в ж.: "Народы Азии и Африки", 1962, No 3, а также ст. Гумилева Л. Н., Эфталиты и их соседи в IV в., "ВДИ", 1959, No 1). О гуннских котлах: Takáts Z., Catalaunischer Hunnenfund und seine Ostasiatischen Verbindungen, Acta Orientalia, 1955, t. 5 (другие вопр. археологии Г. находятся в стадии гипотез - Werner З., Beiträge zur Archäologie des Attila-Reiches, München, 1956). Полная библиогр. по Г.: Moravcsik Gyula, Byzantinoturcica, Berliner Byzantinische Arbeiten, Bd 11, 1958.

Этнос: