Гумилев Л.Н.

Гумилёв, Лев Николаевич (1912-1992) — русский историк-этнолог, философ, автор концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Был арестован в 1933 и 1935-м. Заключение отбывал на Беломорканале и в Норильске (1938-1943). В 1948 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук («Подробная политическая история первого тюркского каганата»), но, не успев получить документы ВАК, вновь арестован. Находился в заключении до 1956 г.

Доктор исторических наук (1961, «Древние тюрки VI— VIII вв.»). Доктор географических наук (тема диссертации: «Этногенез и биосфера Земли», депонирована во ВНИИНТИ в 1979 г.). Парадоксальная по содержанию и подчеркнуто неакадемическая по способу изложения философско-историческая концепция Г. излагается в трактате «Этногенез и биосфера Земли». Своеобразие концепции Г. определяется прежде всего ее исходными установками: 1) преодолеть понимание исторического как «надприродного» посредством рассмотрения истории в контексте географических процессов; сфера историко-географических закономерностей связывается Г. с феноменом этноса; 2) подчеркнуть принципиальную «мозаичность» человечества, лишающую оснований европоцентристское разделение народов на исторические и неисторические, передовые и отсталые; исторические свершения связываются Г. не с прогрессом единой человеческой цивилизации, а с активностью дискретных образований — этносов; 3) акцентируя неоднородность исторического времени, сосредоточить внимание на экстраординарных всплесках человеческой активности, имеющих огромные исторические последствия (напр., завоевания Александра Македонского или Наполеона), но загадочных по своим источникам и до сих пор не нашедших вразумительного объяснения; 4) свести различие между гуманитарным и естественнонаучным знанием к различию в степени достоверности, ориентироваться на исследовательские стандарты и понятийный аппарат естественных наук; этнос трактуется Г. как природное (хотя и не биологическое) явление.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 84-85.

Тангуты

ТАНГУТЫ — народ, тибето-бирманские группы. В X веке создали государство Си-Ся на севере Китая. После разгрома монголами ассимилированы, часть тангутов вошла в состав тибетцев провинции Цинхай. Название очень часто встречается в трудах Гумилёва. Историк пишет: «Думается, что сила тангутов определялась двумя взаимосвязанными обстоятельствами: наличием позитивной политической программы и составом людей, этой программой очарованных. Царевич Юань-хао побуждал своего миролюбивого отца Дэ-мина к войне с Китаем, оплачивавшим мир шелком, говоря: «Одеваться кожею и волною (овечьей шерстью), заниматься скотоводством — вот что сродни кочевым. Родившись героем, должно господствовать над другими; к чему шелковые ткани». И еще четче программа культурного самоопределения выражена в сравнении тангутов с киданями, как губка, впитывавшими в себя китайскую цивилизацию: «Яньцы (то есть кидани, поселившиеся около Пекина) в одежде, питье и пище подражают китайцам..

Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в.

О народе, называемом эфталиты, мир узнал впервые в 384 г. н.э., когда при осаде Эдессы в персидском войске появились эфталиты, восточные соседи персов [1]. Однако после этого они еще свыше полувека были в тени и не играли значительной роли на арене истории. Зато они это наверстали к середине V в.

Несмотря на то, что по поводу происхождения и этнической принадлежности эфталитов имеется огромная, уже почти необозримая литература, оба эти вопроса не могут считаться решенными. Начнем с имени эфталитов, которых называли белые хунны. Почему хунны и почему белые? Во-вторых, происходит ли этноним "эфталит" от имени царя (как думал Гиршман) или от места обитания или же это политический термин? В-третьих, кем были эфталиты в расовом отношении? В-четвертых, где была их исконная земля? Ибо ее помещают и к северу и к востоку от Согда. И наконец, какое место занимали эфталиты в семье центральноазиатских народов, с которыми они соприкасались гораздо чаще, чем с Ираном и Индией...

Гумилёв Л.Н. Карлуки

Несмотря на то, что карлуки были этнически наиболее близки к тюркютам, они всегда не ладили с ними. Во время ликвидации алтайской ветви тюркютов-телесов в 650 г. карлуки оказали поддержку имперскому корпусу, проводившему эту операцию. Эта поддержка была воспринята в Китае как подданство, но практически карлуки вошли в состав империи Тан лишь в 657 г. [30, т. I, с. 347 *], при покорении Западнотюркютского каганата.

Зависимость от империи не была для карлуков тяжелой. Их вожди получили китайские чины, а все остальное осталось по-прежнему. Во время Второго каганата карлуки отчаянно защищали свою свободу и наконец одержали полную победу. Но союз с империей они хотели сохранить, несмотря на то, что именно их предательский удар в спину войскам Гао Сянь-чжи решил судьбу Таласской битвы. Поэтому, когда тюркский ябгу Абусы, сдавшийся имперцам в 744 г., поднял в 752 г. восстание и разгромил Шофан, карлуки в 753 г. выступили против него и, ударив с запада, одержали полную победу над тюркскими повстанцами...

Гумилев Л.Н. Гунны

ГУННЫ (греч. Oynnoi, лат. Hunni) - народ, образовавшийся во 2-4 веках главным образом в результате смешения тюркоязычных хунну, в 155-160 годы пришедших из Джунгарии (куда они были вытеснены из Центральной Монголии в 1 веке), и угорских племен Приуралья и Поволжья, объединившихся с пришельцами в племенной союз. Эта точка зрения на происхождение гуннов наиболее полно сформулирована К. А. Иностранцевым, который предложил называть гуннами западную ветвь, а хунну - восточную ветвь единого тюркоязычного народа. Ее разделяют советские ученые С. В. Киселев, М. И. Артамонов, Л. Р. Кызласов, Н. Я. Мерперт, Л. Н. Гумилев, английский - Мак-Говерн, чешский - Е. Прицак; оспаривают: английский ученый Э. А. Томпсон, американский - О. Мэнчен-Хелфен, считающие гуннов автохтонами Восточной Европы, т. е. уграми, и Ф. Альтхейм (ФРГ), связывающий их с хионитами, эфталитами и ху (частью тоба). Советский ученый А. Н. Бернштам считал, что часть гуннов пришла из Азии, часть же возникла автохтонно, а также предполагал существование среднеазиатских гуннов, опираясь на археологические раскопки Кенкольского могильника (ошибочность гипотезы доказана С. С. Сорокиным)...

Гумилев Л.Н. Хунну

ХУННУ - тюркоязычный кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тысячелетия до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая (ди). В конце 3 века до н. э. хунну (основную территорию их расселения в то время составляли Центральная Монголия и степное Забайкалье), объединенные полководцем Модэ, разбили дун-ху, юечжей, покорили гянь-гуней (кыргызов), усуней, а затем вторглись в Китай, заставив империю Лю Бана выплачивать дань. В 1 веке до н.э. среди хунну возникли распри, вследствие чего все покоренные племена отпали от них и шанъюй (глава племенного союза хунну) Хуханье стал номинальным вассалом Китая (51 год до н. э.). Ослабление Китая в начале 1 века н. э. позволило хунну вернуть независимость, но уже в 48 году восемь хуннских родов снова попали под власть Китая; они положили начало Южным Xунну. Северные Xунну были разбиты в 87-93 годы коалицией китайцев, сяньби и динлинов, но и после 93 года часть их еще кочевала в степях Монголии...

Гумилев Л.Н. Шато

ШАТО - ответвление племени чуюе, потомков среднеазиатских хунну. Обитали в восточной Джунгарии, у озера Баркуль; находились под властью Тан. В 794 году из-за притеснений китайских чиновников признали власть тибетцев и перекочевали на территорию современной провинции Ганьсу, но в 808 году вернулись к Тан и поселились в Ордосе. В 880-883 годы помогали китайским властям подавлять восстание, руководимое Хуан Чао, и получили часть территории Шаньси.

Подписка на RSS - Гумилев Л.Н.