Кулемзин В.М. Расселение хантов

Расселение, занятия и социальная организация васюганско-ваховских хантов

Территория, занимаемая васюганско-ваховскими хантами, расположена в бассейнах р. Васюган, Тымско-Ваховского участка Оби и р. Вах. Большая часть этой территории входила в так называемый Нарымский край (северная часть бывшей Томской губернии). Этот район Западной Сибири рассматривается как одно географическое целое, входящее в Западно-Сибирскую равнину. Большая часть этой территории находится в зоне тайги, переходящей в верховьях Ваха в лесотундру. Первостепенное значение в промысле в конце XIX - начале XX веков имели белка, соболь, лось, лисица. Горностай, колонок, выдра, бурый медведь и др. являлись дополнительными объектами промысла. Промысловые птицы - рябчик, тетерев, глухарь, лебедь, гусь и различные виды уток. Ценные сорта рыб - стерлядь, осетр и нельма - встречаются главным образом в Оби и изредка в низовьях Васюгана и Ваха. Щука, плотва, елец, язь, карась, окунь, ерш составляют наибольшую часть добываемой рыбы. Сырок и муксун встречаются реже. В больших количествах в этом крае распространены кровососущие насекомые (гнус): комары, мошки, мокрецы, слепни.

[19]

Они мешают людям работать и отдыхать, являются настоящим бедствием для домашних оленей на Вахе.

Васюганскис ханты в конце XIX - начале XX вв. занимали территорию бассейна Васюгана, начиная с его верховьев. Ханты заселяли и некоторые притоки Васюгана - Черталу, Ягыльях, Егольях, Нюрольку. Низовья Васюгана, начиная от впадения в него Нюрольки, были заняты селькупами.

Территория александровских хантов занимала Приобье немного ниже впадения Васюгана в Обь и бассейны притоков Оби в этом районе - Ларьеган, Ильяк, Паню. Верхняя граница хантов (по реке) проходила по юртам Мурасовым, нижняя — в районе между Колтогорским и Нижневартовском.

Территория расселения хантов в XIX-XX веках (пунктирной линией указаны границы территории).

[20]

Ваховские ханты расселялись в бассейне р. Вах, начиная от его устья. Их восточной границей являлся приток Ваха Корлики. Притоки Ваха Колек-еган, Сабун, Кулун-игол, Кыс-еган и Большая Ларьякская протока также были освоены хантами. Небольшое количество ваховских хантов проживало на притоке Таза Тольке.

В начале XX века васюганскис ханты входили в Васюганскую инородческую волость Томского округа Томской губернии (Патканов 1911: 52, 58, 60-61, 134). Александровские и ваховские ханты входили в инородческие волости Сургутского уезда Тобольской губернии. Первые занимали территорию Пирчинской, I Салтыковой, I Лумпокольской, II Лумпокольской, Ваховской волостей, а вторые составляли часть Верхне- и Нижневаховской, II Салтыкову и Тымскую волости. В настоящее время васюганские ханты проживают на территории Каргасокского, а александровские - на территории Александровского района Томской области. Ваховские ханты входят в Нижневартовский район Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области. В 1957-1958 гг. васюганских хантов насчитывалось 372, александровских - 687, ваховских - 1800 человек.

Васюгансхие, александровские и ваховские ханты очень близки друг к другу по лингвистическому признаку. Существует несколько вариантов классификаций диалектов обских угров, имеющих между собой существенные различия. Мы не приводим различные точки зрения по этому вопросу и основываемся на последней сводке диалектов и говоров хантыйского языка (Герешкин 1966: 340-341), по которой изучаемые нами ханты составляют одно вах-васюганское наречие, входящее в группу восточных диалектов. Наречие разделяется на два говора: васюганский (в него входят и александровские ханты) и ваховский.

По нашим данным, васюганско-ваховские ханты имели общее самоназвание кантага-ях, кантах-ях (первая часть этнонима не переводится, вторая переводится как «народ»). Кроме того, васюганские ханты называли себя Вать-ях, Вать-еган-ях (Вать, Вать-еган - хантыйское название Васюгана, александровские назывались Ас-ях (Ас - Обь), а ваховские - Ваха-ях. Выявляется также ряд более мелких локальных групп с особыми самоназваниями: Кулон-игол-ях (рыбной реки народ),

[21]

Ай-пёх-ях (маленькой реки народ), Лар-ёган-ях (соровой реки народ) и др. В дореволюционной литературе васюганско-ваховские, также как и другие ханты, были известны под названием «остяки». Это название прочно привилось среди исследуемых нами хантов, и в разговорах на русском языке они чаще всего именовали себя остяками, хотя смысл этого термина оставался для них неясным. В разговорах на родном языке употреблялось одно из вышеприведенных названий и самоназваний.

Южными соседями васюганских хантов были барабинские татары, западными - ханты Иртыша и Демьянки. На севере ханты Васюгана граничили с юганскими хантами. Тесные контакты существовали между васюганскими хантами и нарымскими селькупами. В верховьях Васюгана в начале XX века жило несколько семей зырян. Александровские ханты граничили на западе с юганскими, а на севере с сургутскими хантами. С юга и востока к ним примыкали нарымские селькупы. Ханты Ваха на западе соседствовали с сургутскими, а на северо-западе - с аганскими хантами. Их северными соседями являлись тазовские селькупы и лесные ненцы. В верховьях Ваха жили, очевидно, кеты. На юге от ваховских хантов жили нарымские селькупы. В Нарымском Приобье кочевало небольшое количество эвенков. Общение с русским населением началось с XVII века. Наибольшее влияние русская культура оказала на александровских хантов и хантов низовий Ваха.

Основными видами занятий васюганско-ваховских хантов были рыболовство и охота, дополняемые у верхневаховских хантов оленеводством. Добыча рыбы наряду с охотой на мясного зверя и дичь являлась основным источником питания, пушная охота имела товарное значение, а оленеводство служило транспортным целям. Наибольшее количество рыбы добывалось орудиями запорного лова, применялись также остроги, самодельные удочки, «дорожки», самоловы.

Известны были также сетные орудия лова. При охоте на крупных животных - лосей и оленей - устраивали засеки или ставили самострелы, на медведя охотились с пальмой, боровую дичь добывали с помощью перевесов и петель. Охотились также с луком и стрелами. Названные традиционные орудия и способы охоты в конце XIX - начале XX веков интенсивно вытеснялись огнестрельным оружием, имевшим особенно

[22]

большое значение в пушном промысле. Ханты занимались также и сбором ягод, кедровых орехов и др. Для оленеводства, распространенного в верхней половине Ваха, было характерно наличие небольших стад слабый надзор за оленями, устройство дымокуров.

Домашнее производство носило потребительский характер, каждый мог изготовить все необходимое в быту, но существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Для нужд своего хозяйства ханты применяли дерево, бересту, различные вспомогательные материалы из корней и коры деревьев. К домашним промыслам относились обработка шкур, прядение и в незначительной мере ткачество, а также кузнечество. В каждом хозяйстве имелись ножи, топоры, стружки, тесла, буравы и сверла, скобели для обработки шкур, приспособления и станки для плетения, витья веревок, прядения и др.

Средствами передвижения служили долбленые и дощатые лодки, скользящие лыжи (подшитые и голицы) и ручные нарты. В верховьях Ваха было известно нартенное передв-жение на оленях.

Поселения хантов различались по времени года: весенние, летние, осенние и зимние. Для них были характерны малонаселенность и значительная удаленность друг от друга. Жилища отличались большим разнообразием типов, среди которых выделяются две большие группы: каркасные и срубные. Здесь были известны односкатные навесы и двускатные шалаши, полусферические и полуконические жилища и частично чум, четырехугольные постройки с односкатной, двускатной и конической крышами, шатровые и срубные постройки. Хозяйственными сооружениями служили амбары, навесы различного устройства и сооружения для оленей.

Домашняя утварь состояла из берестяных коробок различной формы и устройства, котлов, черпаков, корыт, ступок, различных мешочков и сумочек. Постелью служили подстилки из шкур, одеяла и подушки; детские колыбели изготовляли из дерева и бересты. Основной пищей была рыба и продукты из нее, мясо имело меньшее значение.

Для одежды васюганско-ваховских хантов характерно наличие некоторых ее видов, одинаковых у мужчин и женщин. Это рубахи, распашная зимняя одежда с меховой подкладкой,

[23]

зимняя и летняя обувь из кожи и камусов, головные платки, рукавицы. Распашная летняя верхняя одежда, штаны и пояса различались у мужчин и женщин. У ваховских хантов в связи с оленеводством распространилась глухая мужская одежда из оленьих шкур. Детская одежда в основном повторяла взрослую, но отличалась большим разнообразием видов. Для одежды исследуемых групп хантов была характерна бедность ее украшений.

Считается общепринятым, что угры ко времени прихода русских находились на стадии разложения первобытнообщинного строя 5. Естественно, что этот процесс был связан с ростом производительных сил, вследствие чего коллективный труд, коллективная собственность утрачивали свое значение. Это приводило к разложению древних социальных объединений, к обособлению и к экономической независимости отдельных семей, к возникновению частной собственности. Процесс разложения первобытнообщинного строя особенно интенсивно протекал в XIX веке, чему способствовали частичный переход хантов от натурального замкнутого патриархального хозяйства к товарно-денежным отношениям, в которые они были втянуты русским капитализмом.

К моменту Октябрьской революции среди обско-угорского населения уже вызревали элементы классового общества (Соколова, 1970: 141). Следует однако отметить, что степень разложения первобытно-общинных отношений была у различных групп обских угров разной и этот процесс протекал, видимо, также неодинаково. Согласно 3. П. Соколовой (1970: 107), «...имеющаяся обширная литература отражает многообразие представлений о социальной организации обских угров в разные периоды их развития. Различные территориальные группы обских угров развивались несинхронно, что усложняло общую картину их социальной жизни. Большое значение для формирования социальных институтов обских угров имело татарское и русское влияние». Указанный автор считает, в частности, что социальная организация ваховских и сургутских хантов, как в более ранние периоды, так и позднее - ко времени установления советской власти - в значительной степени отличалась от других групп хантов (Соколова 1970: 107). Видимо, по уровню общественного развития восточные ханты стояли несколько ниже, чем другие группы угорского населения.

[24]

Например, по мнению 3. Я. Бояршиновой (1960: 56), иртышские ханты уже в XVI в. находились на рубеже доклассового и классового общества. Как справедливо замечает данный автор, это в значительной мере могло быть вызвано политическими причинами - оборонительными действиями обских угров против татар и русских. Необходимо также учитывать, что у южных хантов были зачатки скотоводства и земледелия, и это не могло не оказать влияния на формы их социальной организации.

Васюганско-ваховские ханты занимались исключительно рыболовством и охотой, что способствовало консервации у них древних социально-экономических отношений. Б. О. Долгих, занимаясь анализом группировок коренного населения, называемых русским термином «волость», пишет, что «некоторые из этих волостей представляли уже территориальные общины, например, у южных хантов и манси и у тюменских, тобольских и тарских татар» (Долгих 1960: 11). Само собой разумеется, что появление территориальной общины свидетельствует о довольно сильной степени разложения первобытнообщинного строя. В данном случае показательным является то, что в XVII веке для восточных хантов это явление не было столь характерным. Возможно, что вследствие труднодоступности территории изучаемых хантов они могли сохранить большую архаичность в своем общественном укладе.

В изучаемый нами период у васюганско-ваховских хантов основными единицами общества была семья и юрта-поселок. Как правило, поселения хантов были небольшими и состояли из одного-трех хозяйств близких родственников. У них были общие угодья охотничьего и рыболовного промыслов и некоторые орудия этих промыслов. По данным 3. П. Соколовой (1970: 110), такая же картина была характерна для них и в более ранние времена - в XVI-XVII веках. У васюганских и александровских хантов в некоторых семьях до настоящего времени сохраняются предметы семейного культа в виде антропоморфных изображений, вырезанных из дерева. Вопрос о характере более крупных социальных объединений хантов рассматривается различными авторами по-разному.

Территориальные, этнографические и социальные группы хантов русской администрацией были объединены в волости. Эти группы и легли в основу административного деления, введенного русской администрацией. Волость, объединяющая

[25]

такую группу, выступала как общественная организация. Так, васюганские ханты были объединены в одну, а ваховские - в три волости.

Особенностью социальной организации обских угров были отсутствие у них четкого деления на роды, особых родовых названий и замена их именами и фамилиями (Соколова 1970: 126). По нашему мнению, данный автор справедливо считает, что вместо родов у обских угров XVII-XIX веков были устойчивые локальные объединения. Нами зафиксировано существование в прошлом у васюганско-ваховских хантов таких локальных экзогамных групп, занимавших обычно небольшой приток или участок реки, имеющих особое название, общее культовое место и включающих определенные фамилии. Наиболее четкие представления о сущности данных групп сохранились на Васюгане. В качестве примера можно назвать группы Кулон-иголях (рыбной реки народ), Колон-ях (еловый народ), Ыл-еган-ях (нижней реки народ). Сведения о таких группах у ваховских хантов менее определенны. Возможно, что деление на группы было ими утрачено в процессе переселения на Вах, проходившем особенно активно в XVI-XVII веках.

В заключение отметим, что вопросы социальной организации исследуемых нами групп хантов недостаточно изучены и требуют дальнейших исследований.

[26]

Цитируется по изд.: Кулемзин В.М. О хантыйских шаманах. Тарту, 2004, с. 19-26.

Примечания

5. Народы Сибири, с. 592.

Этнос: