Ханты

Шаман и шаманка у тунгусов.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Ханты - народ в россии, живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Кулемзин В.М. Расселение хантов

Территория, занимаемая васюганско-ваховскими хантами, расположена в бассейнах р. Васюган, Тымско-Ваховского участка Оби и р. Вах. Большая часть этой территории входила в так называемый Нарымский край (северная часть бывшей Томской губернии). Этот район Западной Сибири рассматривается как одно географическое целое, входящее в Западно-Сибирскую равнину. Большая часть этой территории находится в зоне тайги, переходящей в верховьях Ваха в лесотундру. Первостепенное значение в промысле в конце XIX - начале XX веков имели белка, соболь, лось, лисица. Горностай, колонок, выдра, бурый медведь и др. являлись дополнительными объектами промысла. Промысловые птицы - рябчик, тетерев, глухарь, лебедь, гусь и различные виды уток. Ценные сорта рыб - стерлядь, осетр и нельма - встречаются главным образом в Оби и изредка в низовьях Васюгана и Ваха. Щука, плотва, елец, язь, карась, окунь, ерш составляют наибольшую часть добываемой рыбы. Сырок и муксун встречаются реже. В больших количествах в этом крае распространены кровососущие насекомые (гнус): комары, мошки, мокрецы, слепни...

Кондратьев И. Обские угры: архаические представления

В традиционной культуре угорских народов ханты и манси, населяющих Западную Сибирь, сохранилось больше элементов архаики, чем в культурах остальных, живущих западнее Урала финно-угорских народов. 104 Их представления о древности могут оказаться более цельным по сравнению с мифами других народов.

По верованиям ханты и манси, душа мёртвого, покинув тело, летит в образе птицы «по пути мёртвых или птиц». Загробный мир соотносится ими с чёрным озером, страной змей, лягушек и рыб – с холодным краем. 105 Озеро Самро выделяется среди соседних водоёмов, в том числе, и тёмным цветом воды. Страна лягушек – указание на нахождение в болоте. Упоминание рыбы, возможно, указывает на то, что озеро достаточно большое, чтобы быть рыбным. Холодный край – речь, видимо, идёт о Севере...

Ханты: антропологические особенности

Угорское население Урала и Западной Сибири находится в орбите профессиональных антропологических исследований с 70-х годов XIX века. Еще на рубеже XIX-XX вв. И. Деникер в своей известной классификации человеческих рас предложил рассматривать особенности их физического типа в качестве отдельного “угорского типа”. В числе его характерных черт были низкий рост, небольшие размеры тела, светлая кожа, умеренно темная окраска волос и глаз, прямые волосы, слабо выраженные монголоидные особенности лица, высокая частота вогнутой спинки носа. Значительным этапом раннего исследовательского периода стали работы Н.М. Малиева (1901), И.П. Силинича (1904, 1916; по сборам Н Л . Гондатти), С.И. Руденко (1914а), ряда зарубежных ученых. Все материалы выявили несколько положений, которые в дальнейшем полностью подтвердились и детализировались: 1) своеобразие антропологического комплекса обских угров, 2) его промежуточное положение по физическому типу между европеоидными и монголоидными популяциями коренного населения Евразии, 3) большое сходство популяций хантов и манси, 4) ясное различие с физическим типом ненцев...

Ханты: этноним и язык

Самоназвание хантов - ханти, хантэ (северные), хантах, кантэк, кантэх, кантага-ех, канта-ях, канты-ях (восточные); южные называли себя хандэ (Терешкин, 1966. С. 320; Patkanov, 1897, 1. С. 2; Лукина, 1972. С. 68-69; Кулемзин, Лукина, 1977. С. 4; Соколова, 1975а. С. 201; 1990ж. С. 20). Происхождение этого самоназвания окончательно не выяснено. Одни связывают его с хантыйским названием р. Конда (хунтэ или контех). Ханты называли себя кондихо (человек - северные), кандаяхи (южные, Иртыш), хандохо или кандыхо (северные), хандохо (мн. ч. - ханда-гуи, т.е. человек, люди). Другие сопоставляли термин с татарским словом “хан” (хондихо - “ханские люди”), третьи - с названием древних гуннов (хуннуУ, наконец, есть ученые, связывающие его с финским кунта (община) или венгерским хад (войско). Ни одно из этих объяснений не представляется убедительным (Белявский, 1833. С. 60-61; Спафарий, 1882. С. 48, Финил и Брэм\ 1882. С. 448; Кастрен, 1860; Соколова, Туголуков, 1983. С. 79). Возможно, это самоназвание чисто этнонимического характера, восходящее к значению “человек”...

Ханты: демографические показатели

Численность. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. численность хантов составляла 20 678 человек, в 1989 г. в СССР - 22 521, в РСФСР - 22 283. Городское население составляло 29,8%, сельское - 70,2%. Хантыйский язык считали родным 60,8%, среди городского населения - 42,9%, среди сельского - 68,3%. Русский язык считали родным 38,5% хантов, среди городского населения - 56,3%, среди сельского - 31%. В Ханты-Мансийском АО проживало 11 892 хантов (свыше 53%), в Ямало-Ненецком АО - 7247 (свыше 30%), в Томской области - 804 (около 4%). По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. было 28 678 ханта. Их численность с 1989 г. выросла на 27% (Народы Советского Севера, 1991. С. 7-24, табл. 1, 6-7; Народы Севера России, 1992, 1. С. 12-41, табл. 1, 6-7; Основные показатели.., 1990. С. 5-15).

Ханты: места расселения

Расселение. Ханты живут в Западной Сибири, в бассейне величайших рек мира - Обь и Иртыш, на их многочисленных притоках, с севера на юг - Полуй, Войкар, Куноват, Сыня, Вогулка, Казым, низовья Конды, Назым, Тромъеган, Пим, Аган, Салым, Большой и Малый Юган, Вах, Васюган. Данная территория входит в состав Томской и Тюменской областей (в Тюменской области - в Ханты-Мансийский АО, Приуральский и Шурышкарский районы Ямало-Ненецкого АО).

Для расселения хантов характерна большая дисперсность. Плотность населения в таежной зоне - 1 человек на 15-25 кв. км.

Природа. Территория, занимаемая хантами, - Западно-Сибирская равнина с Обской низменностью, Сургутской низиной, Белогорским материком, Сибирскими увалами, увалом Нум-то...

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени — шаманизмом.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка , гром — Сяхыл-Торум, огонь — Най-эква — семиязы- кая старуха в красном платье, перед которой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр...

Шеломова Татьяна. Ханты.

Остяки.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Подписка на RSS - Ханты