Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени — шаманизмом.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка , гром — Сяхыл-Торум, огонь — Най-эква — семиязы- кая старуха в красном платье, перед которой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр.

Трем сферам вселенной соответствует триада главных духов: небо — Нуми-Торум, земля — Калтащ-эква, его жена, подземный мир — куль-отыр. Младший из сыновей Нуми-Торум и Калтащ-эква — Мир сусне хуон является посредником между богами и людьми, покровителем последних, небесным всадником ("за миром смотрящим человеком").

Предками фратрий у северных хантов и манси были медведь и зайчиха (фратрий Пор и Мось). Еще в середине 20 века в центре фратрии Пор села Вежакоры (на Оби) проводились фратриальные праздники в честь ее предка-медведя. Священные места у хантов и манси были раздельными для мужчин и женщин: на мужских (около кедра, лиственницы, ели) приносили кровавые жертвы (оленя, лошадь, теленка), на женских (в березовых рощах) — бескровные (пища, лоскутки ткани, фигурки из материи).

Промысловый культ выражался в подставных именах зверей, особом отношении к их костям, к необычным животным (альбиносам, шестипалым зверям, "рогатым щукам"), в культе духов леса и воды, жертвоприношениях до и после промыслов. В культе медведя к началу века переплелись черты фратриального тотемизма, промыслового культа, страха перед хищником. В основе его — мифы о рождении женщины от медведицы. Обряды в честь медведя проводили во время "медвежьего праздника", который был периодическим (раз в 7 лет с последующим семилетним перерывом) и спорадическим по случаю удачной охоты на медведя. Обряды были направлены на умилостивление медведя (гостя праздника), отведение вины за убиение его и поедание его мяса, на возрождение его после смерти. Этому служили ритуалы, танцы, песни, кукольный театр, пантомимы.

Семейными духами-покровителями считались предки генеалогических групп или умершие предки (их представляли изображения умерших). Жизненная сила (душа) всех живых существ проявляется в нескольких ипостасях: дыхание (лили, живет в голове, реинкарнируется в новорожденном), тень (могильная душа), сонная, глухарка, живущая в лесу (птица сна, посещает человека во время сна), "уходящая вниз по реке", проявляющаяся после смерти (урт — призрак), способная увести душу живого. У мужчины 5 проявлений души, у женщины — 4; с этим связаны сроки траура и др. обряды.

Под влиянием христианства и в результате борьбы с традиционными верованиями шаманизм сохранился у хантов и манси в меньшей степени, чем у других народов Сибири.

Сейчас многие верования и обряды утрачены, сохраняются лишь промысловые обряды, медвежий праздник после охоты на медведя, семейные обряды (особенно похоронно-поминальные). (См. также Народов Сибири верования.)

3. П. Соколова

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 536-538.