Ханты-Мансийский ао [Россия]

Субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Уральский административный округ), столица г. Ханты-Мансийск.

+ + +

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — Югра далеко не самый известный регион России. Если он и попадает в информационное поле, то причиной тому являются три фактора — нефть (в большинстве случаев), спортивные мероприятия (биатлон или шахматы) и "запутанные отношения" с Тюменской областью, в составе которой он был до 1993 г.

Округ обоснованно считается главным нефтегазоносным регионом России (480 месторождений) и од-ним из крупнейших в мире (почти 6 % мировой нефтедобычи, 104 нефтегазодобывающие и сервисные компании). Несмотря на снижение добычи нефти в последние годы, регион остается лидером Российской Федерации (46,8 %) по этому важнейшему экономическому показателю. Стабильным является производство электроэнергии (90,1 млрд кВт-ч. 1-е место в стране), поступление налогов в бюджетную систему (1-е место), добыча газа (2-е место, 31,8 млрд м3), объем инвестиций в основной капитал (2-е место, 709,4 млрд руб. в 2014 г.). ХМАО — Югра, благодаря таким показателям, относится к ведущим регионам-донорам. Добыча нефти и связанного с ней газа - не только основа мощного топливно-энергетического 5 комплекса России, но и главный источник валютных поступлений, определяющий компонент бюджета страны. Но нефтегазовое природопользование порождает и значительные эколого-географические проблемы [Булатов, 2004]. Перспективы развития региона определяются принятой в марте 2013 г. "Стратегией социально-экономического развития ХМАО — Югры до 2020 г. и на период до 2030 г." (далее "Стратегия 2020-2030").

Повышенная зависимость округа от нефти и цен на нее, необходимость корректировки стратегии нефте-газодобычи, наличие природно-географических особенностей и ограничений, поиск новых ресурсов развития — все это имеет важное значение на современном этапе, учитывая, что регион вносит существенный вклад в экономический подъем государства. Многие его проблемы связаны с экологической сферой. Негативное воздействие на безопасность оказывают истощение запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, наличие неблагополучных участков со значительным количеством опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, снижению качества питьевой воды и воздушной среды.

Сравнительно молодой как самостоятельный субъект Российской Федерации (с 1993 г.) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает центральную часть Западной Сибири, известную как Среднее Приобье, а на крайнем западе включает также часть Северного и Приполярного Урала.

Его соседями являются: на севере — Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), на востоке — Красноярский край, на юге — Томская и Тюменская области, на северо-западе и западе — Республика Коми и Свердловская область. Его размеры достаточно велики — 534,8 тыс. км2 , это 7-е место в России, по европейским меркам он тоже велик, уступая лишь Франции и Украине. Протяженность с запада на восток 1400 км, с севера на юг 900 км. Общая протяженность внешних его границ 4750 км.

Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода к океану. Своеобразие географического положения еще и в том, что он расположен в срединной части Евразии и практически в центре России. Регион занимает значительную часть огромного Обь-Иртышского бассейна и водными артериями соединяется с такими государствами, как Казахстан, Китай, Монголия.

Для ХМАО — Югры характерна удаленность от основных экономических центров страны, потребителей его продукции, поставщиков необходимого ему оборудования. Проблема транспортной доступности остается весьма напряженной, несмотря на определенные сдвиги в создании транспортных коридоров на север, юго-запад, юго-восток. Главной особенностью экономико-географического положения является его уникальность, определяемая мощной ресурсной базой, создаваемой как Западно-Сибирской нефтегазоносной провинцией, так и минеральными ресурсами Урала. Вся территория Югры - богатейший полифункциональный, природно-экологический и социально-экономический ресурс [Пространство..., 2007].

Цитируется по изд.: География Сибири в начале XXI века в 6 томах. Том 5, Новосибирск, 2016, с. 320-321.

 

Кулемзин В.М. Расселение хантов

Территория, занимаемая васюганско-ваховскими хантами, расположена в бассейнах р. Васюган, Тымско-Ваховского участка Оби и р. Вах. Большая часть этой территории входила в так называемый Нарымский край (северная часть бывшей Томской губернии). Этот район Западной Сибири рассматривается как одно географическое целое, входящее в Западно-Сибирскую равнину. Большая часть этой территории находится в зоне тайги, переходящей в верховьях Ваха в лесотундру. Первостепенное значение в промысле в конце XIX - начале XX веков имели белка, соболь, лось, лисица. Горностай, колонок, выдра, бурый медведь и др. являлись дополнительными объектами промысла. Промысловые птицы - рябчик, тетерев, глухарь, лебедь, гусь и различные виды уток. Ценные сорта рыб - стерлядь, осетр и нельма - встречаются главным образом в Оби и изредка в низовьях Васюгана и Ваха. Щука, плотва, елец, язь, карась, окунь, ерш составляют наибольшую часть добываемой рыбы. Сырок и муксун встречаются реже. В больших количествах в этом крае распространены кровососущие насекомые (гнус): комары, мошки, мокрецы, слепни...

Кондратьев И. Обские угры: архаические представления

В традиционной культуре угорских народов ханты и манси, населяющих Западную Сибирь, сохранилось больше элементов архаики, чем в культурах остальных, живущих западнее Урала финно-угорских народов. 104 Их представления о древности могут оказаться более цельным по сравнению с мифами других народов.

По верованиям ханты и манси, душа мёртвого, покинув тело, летит в образе птицы «по пути мёртвых или птиц». Загробный мир соотносится ими с чёрным озером, страной змей, лягушек и рыб – с холодным краем. 105 Озеро Самро выделяется среди соседних водоёмов, в том числе, и тёмным цветом воды. Страна лягушек – указание на нахождение в болоте. Упоминание рыбы, возможно, указывает на то, что озеро достаточно большое, чтобы быть рыбным. Холодный край – речь, видимо, идёт о Севере...

Ханты: антропологические особенности

Угорское население Урала и Западной Сибири находится в орбите профессиональных антропологических исследований с 70-х годов XIX века. Еще на рубеже XIX-XX вв. И. Деникер в своей известной классификации человеческих рас предложил рассматривать особенности их физического типа в качестве отдельного “угорского типа”. В числе его характерных черт были низкий рост, небольшие размеры тела, светлая кожа, умеренно темная окраска волос и глаз, прямые волосы, слабо выраженные монголоидные особенности лица, высокая частота вогнутой спинки носа. Значительным этапом раннего исследовательского периода стали работы Н.М. Малиева (1901), И.П. Силинича (1904, 1916; по сборам Н Л . Гондатти), С.И. Руденко (1914а), ряда зарубежных ученых. Все материалы выявили несколько положений, которые в дальнейшем полностью подтвердились и детализировались: 1) своеобразие антропологического комплекса обских угров, 2) его промежуточное положение по физическому типу между европеоидными и монголоидными популяциями коренного населения Евразии, 3) большое сходство популяций хантов и манси, 4) ясное различие с физическим типом ненцев...

Ханты: этноним и язык

Самоназвание хантов - ханти, хантэ (северные), хантах, кантэк, кантэх, кантага-ех, канта-ях, канты-ях (восточные); южные называли себя хандэ (Терешкин, 1966. С. 320; Patkanov, 1897, 1. С. 2; Лукина, 1972. С. 68-69; Кулемзин, Лукина, 1977. С. 4; Соколова, 1975а. С. 201; 1990ж. С. 20). Происхождение этого самоназвания окончательно не выяснено. Одни связывают его с хантыйским названием р. Конда (хунтэ или контех). Ханты называли себя кондихо (человек - северные), кандаяхи (южные, Иртыш), хандохо или кандыхо (северные), хандохо (мн. ч. - ханда-гуи, т.е. человек, люди). Другие сопоставляли термин с татарским словом “хан” (хондихо - “ханские люди”), третьи - с названием древних гуннов (хуннуУ, наконец, есть ученые, связывающие его с финским кунта (община) или венгерским хад (войско). Ни одно из этих объяснений не представляется убедительным (Белявский, 1833. С. 60-61; Спафарий, 1882. С. 48, Финил и Брэм\ 1882. С. 448; Кастрен, 1860; Соколова, Туголуков, 1983. С. 79). Возможно, это самоназвание чисто этнонимического характера, восходящее к значению “человек”...

Ханты: демографические показатели

Численность. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. численность хантов составляла 20 678 человек, в 1989 г. в СССР - 22 521, в РСФСР - 22 283. Городское население составляло 29,8%, сельское - 70,2%. Хантыйский язык считали родным 60,8%, среди городского населения - 42,9%, среди сельского - 68,3%. Русский язык считали родным 38,5% хантов, среди городского населения - 56,3%, среди сельского - 31%. В Ханты-Мансийском АО проживало 11 892 хантов (свыше 53%), в Ямало-Ненецком АО - 7247 (свыше 30%), в Томской области - 804 (около 4%). По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. было 28 678 ханта. Их численность с 1989 г. выросла на 27% (Народы Советского Севера, 1991. С. 7-24, табл. 1, 6-7; Народы Севера России, 1992, 1. С. 12-41, табл. 1, 6-7; Основные показатели.., 1990. С. 5-15).

Манси

МАНСИ, Вогулы — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Общая численность населения 12 269 человек. Этноним манси упоминается в трудах Гумилёва. Так, в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» историк пишет: «Северными соседями хуннов были финно-угорские и угро-самодийские племена, обитавшие на ландшафтной границе тайги и степи. Их потомки — Манси и Ханты (вогулы и остяки) — реликты некогда могучего этноса сыбир (или сибир), в древнегреческом произношении — савир, в древнерусском — север, северяне, которых еще в XVII веке называли «севрюки». Прямых сведений о хунно-сибирских контактах нет, что само по себе говорит об отсутствии больших войн» («Тысячелетие вокруг Каспия», 115).

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Манси (СИЭ, 1966)

МАНСИ - народность Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области РСФСР. Расселены в бассейне реки Оби, главным образом в районе города Березова и по рекам Конде и Северной Сосьве, а также по верховьям рек Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Численность 6,45 тысяч человек (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.).

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени — шаманизмом.

Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка , гром — Сяхыл-Торум, огонь — Най-эква — семиязы- кая старуха в красном платье, перед которой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр...

Соколова З.П. Верования и культурные традиции ненцев

Западно-сибирский ненец.
Рисунок Г.-Ф. Паули.
Из альбома "Народы России", 1862 г.

Страницы

Подписка на RSS - Ханты-Мансийский ао [Россия]