Ярлыкапов А.А. Религиозные верования карачаевцев

Версия для печатиВерсия для печати

Карачаевцы (свыше 150,3 тыс. чел. — 1989) проживают в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае. Они — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ранее ислама на территорию Карачая проникло из Византии и Грузии христианство, которое сосуществовало с местными верованиями. С 14 века предки карачаевцев попадают под влияние ханафитской Золотой Орды, Массовую их исламизацию осуществили в 18 веке властвовавшие здесь кабардинские князья. К первой половине 19 века каждый аул Карачая имел по нескольку мечетей. Домонотеистичесжий пласт верований карачаевцев включает в себя два компонента. Один из них — общекавказские божества и покровители, среди которых выделяется божество плодородия, грома и молнии Чоппа. Другой, общетюркский компонент, включает представления о верховном божестве Тейри (отождествляемом с Аллахом), богине Умай, духах-хозяевах и т. п. Эти верования, а также бытовавшее по всему Карачаю почитание деревьев, камней и т. п. постепенно вытеснялись исламом, Ислам, составил идеологическую основу борьбы карачаевцев в годы Кавказской войны. Большой урон верованиям, карачаевцев нанесла антирелигиозная политика в годы советской власти. С конце 1980-х годов в Карачаево-Черкесии, как и по всей стране, наблюдается возрождение традиционной религии. Вновь каждое селение обрело мечеть, которая стала центром религиозной жизни. Выпускается вероучительная литература: в том числе и на родном языке. Все больше людей выполняет исламские предписания, особенно пост и намаз. Широко отмечаются Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Погребальный обряд приобрел общеисламские черты; проводится обряд выкупа грехов покойного (деур). Мусульманские общины карачаевцев входят в состав Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края (село Первомайское Малокарачаевского района КЧР). В республике создан и действует исламский институт имени Имама Абу-Ханифа. Действует также партия исламистов, использующая традиционную исламскую символику. 

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 157-158.