Ярлыкапов А.А.

Ярлыкапов Ахмет Аминович - к.и.н., н.с. Института этнологии и антропологии РАН

Родился 19 марта 1970 г. в селе Терекли-Мектеб Ногайского района Дагестанской АССР. В 1995 г. закончил с отличием исторический факультет Ростовского государственного университета. В том же году поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

В 1999 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: "Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование)".

С 1993 г. ведет активную полевую исследовательскую деятельность на территории Северного Кавказа: в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, а также в восточных и южных районах Ставропольского края.

Область научных интересов: этнография (этнология и антропология), религиоведение, исламоведение, современные этнополитические и этноконфессиональные процессы, национальная безопасность, население Северного Кавказа и Дагестана.

Биографическая справка перепечатывается с сайта http://bekkin.ru/

Ярлыкапов А.А. Верования ногайцев

Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) хаиафитского толка. Ислам стал проникать на территорию проживания предков ногайцев — кочевых племен, видимо, с 10—11 веков. Массовая их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением мусульманства ханом Узбеком в 1312 году. Ко времени этнической консолидации (15 век) среди ногайцев уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру. В то же время под оболочкой исламских представлений сохранялось и наследие языческих времен.

Ярлыкапов А.А. Религиозные традиции чеченцев

По вероисповеданию чеченцы (899 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты шафиитского толка (см. Суннизм). До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней православной Грузии, откуда начиная с 8 века к ним стало проникать христианство. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христианского культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т.

Ярлыкапов А.А. Верования черкесов

Черкесы (50,8 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты ханафитского толка (см. Суннизм). До ислама в 10—12 веках к ним проникло христианство из Византии и Грузии. Ислам стал проникать в Черкесию с 14 века из Золотой Орды, но массовый переход черкесов в ислам произошел позже, в 17—18 века. Вплоть до начала 19 века среди черкесов сохранялось двоеверие. В годы Кавказской войны ислам среди черкесов укрепился; после окончания войны значительная часть их переселилась в страны Ближнего Востока.

Ярлыкапов А.А. Верования андо-цезских народов

Андо-цезские народы (55—60 тыс. чел. — 1992) исповедуют суннитский ислам (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним с территории соседней Грузии и Кавказской Албании в 4—5 века проникает христианство. Ислам утвердился в 15—16 веках, у некоторых групп — к 17—18 векам Андо-цезы приняли активное участие в движении Шамиля. Из среды андо-цезов вышло несколько известных деятелей имамата, а также немало известных дагестанских алимов. В 50—60-е годы 19 века к андо-цезским народам проникают идеи суфийского братства кадирия, проповедуемые Кунта-Хаджи.

Ярлыкапов А.А. Верования народов Северного Кавказа

Северный Кавказ — регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы Дагестана (в т. ч. тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши — мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Калмыки являются буддистами-ламаистами (см. Буддизм в России), часть — православные. Православия придерживается русское, в т. ч. казачье (см. Казаки в России), население, значительная часть осетин, моздокские кабардинцы.

Ярлыкапов А.А. Верования осетин

Осетины  (402 тыс. чел. — 1989) в большинстве своем исповедуют православие; меньшая их часть — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Христианство к предкам осетин — аланам проникает в 6—7 веках из Византии и Грузии, с нача 10 века существовала Аланская митрополия. Сильное исламское влияние аланы испытывали со стороны Золотой Орды, но массовая исламизация шла в Осетии в 17—18 века. В течение второй половины 18 века царским правительством успешно проводилась политика укрепления христианства среди осетин. Преимущественно исламским осталось население Дигории и Тагаурии. Несмотря на распространение монотеистических религий, верования осетин носили синкретический характер, сохраняя богатое наследие язычества. Многие языческие божества, покровители и духи слились здесь с персонажами христианской мифологии. Наиболее популярны Уастырджи (св. Георгий) — покровитель мужчин, воинов и путников, Уацилла (св. Илья) — громовержец и покровитель земледелия, Фалвара покровитель домашних животных, Тутыр — покровитель волков и т. д...

Ярлыкапов А.А. Верования лакцев

Лакцы (106,2 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христианство из соседней Кавказской Албании и Грузии (4—5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8—9 вв.) и были активными его проводниками среди других народов. Аул Кумух был одним из центров мусульманской учености, здесь жил шейх Джамалуддин — муршид трех имамов Дагестана: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Лакцы, хотя и не вошли в состав имамата, активно помогали Шамилю в его борьбе.

Ярлыкапов А.А. Верования лезгин

Лезгины (257,3 тыс. чел. — 1989), а также родственные им агулы (17,7 тыс. чел.), рутульцы (19,5 тыс. чел.), табасаранцы (93,6 тыс. чел.) и цахуры (6,5 тыс. чел.) являются мусульманами-суннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. Лезгины с. Мискинджа — шииты-имамиты (см. Шиизм). До ислама среди лезгин, входивших в состав Кавказской Албании, в 4—5 веках распространялось христианство. Арабы в 7—8 века принесли в этот регион ислам, который утвердился к 10—11 векам. Столь ранняя исламизация способствовала глубокому укоренению новой религии в жизни лезгин.

Ярлыкапов А.А. Религиозные верования карачаевцев

Карачаевцы (свыше 150,3 тыс. чел. — 1989) проживают в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае. Они — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ранее ислама на территорию Карачая проникло из Византии и Грузии христианство, которое сосуществовало с местными верованиями. С 14 века предки карачаевцев попадают под влияние ханафитской Золотой Орды, Массовую их исламизацию осуществили в 18 веке властвовавшие здесь кабардинские князья. К первой половине 19 века каждый аул Карачая имел по нескольку мечетей.

Ярлыкапов А.А. Верования адыгейцев

Адыгейцы (122,9 тыс. чел. — 1989) исповедуют суннитский ислам (см. Суннизм) ханафитского толка. Раньше, ислама (с 6 века) к ним проникло христианство, которое переплелось с традиционными верованиями. Ислам среди адыгейцев стал распространяться с 16 века, в основном усилиями крымских и ногайских проповедников. Некоторые горные племена стали мусульманами к началу 19 века. Окончательному утверждению ислама у адыгейцев во многом способствовала Кавказская война, проходившая под религиозными лозунгами.

Страницы

Подписка на RSS - Ярлыкапов А.А.