Ярлыкапов А.А. Верования ногайцев

Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) хаиафитского толка. Ислам стал проникать на территорию проживания предков ногайцев — кочевых племен, видимо, с 10—11 веков. Массовая их исламизация началась в Золотой Орде с официальным введением мусульманства ханом Узбеком в 1312 году. Ко времени этнической консолидации (15 век) среди ногайцев уже довольно прочно утвердился ислам, который оказал огромное влияние на их духовную культуру. В то же время под оболочкой исламских представлений сохранялось и наследие языческих времен. Так, синонимом слова "Аллах" стало название древнего тюркского верховного бога — Т'ангыр. До наших дней дожили представления о духах-хозяевах разных стихий: земли, воды, ветра и т. д. Ислам принес образ духа джинна. На вере в этих духов основана лечебная практика мулл, а также знахарей. В то же время из верований ногайцев вымываются и уходят в сферу фольклора древние местные представления о существовании демона албаслы, дракона аздаа, духов Сазаган, Елмавыз, пари, обыр и т. д.

Огромный урон религиозной жизни ногайцев нанесли годы советской власти. В течение 20—30-х годов были разрушены все мечети, репрессировано большинство мулл, кадиев (шариатских судей), эфенди (людей с высшим религиозным образованием). Уцелевшие были вынуждены свернуть свою деятельность. К началу 90-х годов на территории Ногайской степи осталось не более 2—3 мулл, знакомых с арабописьменной литературой. Лишь небольшое число людей из старшего поколения совершали намаз (мусульманскую пятикратную молитву). Из-за отсутствия мечетей намаз совершался сугубо индивидуально, а религиозное обучение, даже в домашних условиях, было сведено на нет. В то же время ногайцы старались соблюдать внешние признаки принадлежности к исламу (неупотребление свинины, обрезание и т. д.). В последние годы на территории проживания ногайцев религиозная жизнь оживилась. Строятся мечети, отправляются религиозные обряды. Празднуется мавлид — день рождения Пророка, широко отмечаются два главных мусульманских праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам. При мечетях открываются мектебы (их число не превышает 10), в которых учатся желающие получить первоначальные знания об исламе.

Степные ногайцы сегодня почти со всех сторон окружены шафиитским населением, что не проходит бесследно. В местах особенно тесного соседства (Бабаюртовский район Дагестана, Шелковской район Чечни) некоторая часть ногайского населения приняла шафиитский толк. В то же время духовные авторитеты, воспринимая ханафитский толк, как неотъемлемую часть этнического облика ногайцев, активно противодействуют проникновению шафиизма в молодежную среду. Сегодня муллам приходится вести борьбу и с идеями ваххабизма, которые также в последние 5—6 лет проникают с территории Дагестана и Чечни. Наибольшее распространение среди ногайцев, особенно молодежи, ваххабизм получил на территории Шелковского района Чечни. Угроза потери конфессиональной составляющей этнического самосознания вынуждает ногайцев искать пути выхода из создавшейся ситуации. Духовные лица предлагают создать кадият Ногайской степи по примеру существовавшего в 19 — начале 20 века Ногайского кадията. Съезд мусульман Ногайской степи в 1990 году избрал Кадием Ногайской степи имама Кожаева Я. А., но кадият тогда создан не был. Кубанские и ставропольские ногайцы подчинены Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья.

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 306-308.

Этнос: