Ярлыкапов А.А. Верования лакцев

Лакцы (106,2 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама к ним, видимо, проникало христианство из соседней Кавказской Албании и Грузии (4—5 вв.). Лакцы одними из первых в Дагестане приняли ислам (8—9 вв.) и были активными его проводниками среди других народов. Аул Кумух был одним из центров мусульманской учености, здесь жил шейх Джамалуддин — муршид трех имамов Дагестана: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Лакцы, хотя и не вошли в состав имамата, активно помогали Шамилю в его борьбе. Суфизм (накшбандийская ветвь) сыграл большую роль в том, что религиозные традиции не были растеряны при советской власти. В то же время многие рядовые верующие отошли от исполнения основных религиозных обязанностей. Исламские традиции, в т. ч. и мусульманская ученость, сохранили суфийские шейхи и их мюриды. Сегодня наблюдается возрождение религ. жизни; служителями культа ведется активная проповедническая деятельность. Однако все еще мало мечетей, а те, что имеются, слабо посещаются верующими. Даже в знаменитом Кумухе порой не собирается того кол-ва верующих (40 чел.), которое необходимо по канонам шафиитского толка, чтобы пятничная молитва считалась действительной. Ситуация может измениться, если в аулы придут молодые муллы, обучающиеся сегодня в исламских вузах и медресе Дагестана, России, зарубежных стран. С 1992 года действует религиозно общество "Нурданул чирах" ("Светоч веры"). У лакцев имеется свое Духовное управление.

Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований, характерные в целом для народов Нагорного Дагестана (аварцев, даргинцев и др.). Известен персонаж типа албасты. Последние годы среди лакцев активно пропагандируются ваххабитские идеи (см. Ваххабизм).

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 201.

Этнос: