Ярлыкапов А.А. Верования черкесов

Версия для печатиВерсия для печати

Черкесы (50,8 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты ханафитского толка (см. Суннизм). До ислама в 10—12 веках к ним проникло христианство из Византии и Грузии. Ислам стал проникать в Черкесию с 14 века из Золотой Орды, но массовый переход черкесов в ислам произошел позже, в 17—18 века. Вплоть до начала 19 века среди черкесов сохранялось двоеверие. В годы Кавказской войны ислам среди черкесов укрепился; после окончания войны значительная часть их переселилась в страны Ближнего Востока.

Несмотря на то, что за годы советской власти основная масса черкесов отошла от исламской обрядности, их верования сохранились и ныне быстро возрождаются. Строятся и открываются мечети, примечетные школы — мектебы. Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края выпускает религиозную литературу. Свою лепту в возрождение ислама вносят и представители черкесской диаспоры, которые привозят и раздают большое количество вероучительных книг, а также спонсируют строительство мечетей, подготовку грамотных мулл и имамов. В начале 1990-х годов создан Черкесский фонд милосердия мусульман "Кишт". Отмечаются основные мусульманские праздники, в первую очередь Разговления (Ураза-байрам) и Жертвоприношения (Курбан-байрам). Празднование мавлида (дня рождения Пророка) во многом схоже с кабардинским.

Наряду с мусульманскими традициями продолжают бытовать элементы и доисламских представлений. Языческий пантеон черкесов, о котором сохранились смутные воспоминания, имеет общеадыгский характер. До наших дней сохранился древний обряд вызывания дождя Ханцэ-гуаще. Живы представления о хозяйке вод Псыхо-гуаще, алмасты, оборотнях-удах. Общеисламские духи — джинны делятся на белых и черных. Борются против духов с помощью амулетов: написанных муллой на бумаге заклинаний или молитв, зашитых в трех- или четырехугольный мешочек из материи или кожи. В целом сильного всплеска религиозности среди черкесов нет. Мечети наполняются обычно лишь по праздникам, обряды исполняются в основном пожилыми людьми (см. также Народов Северного Кавказа верования).

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 558-559.

Этнос: