апреля 2011

Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре.

У каждого этноса есть свои этносы-предки. Нашими основными прямыми предками являются славяне. Что же касается предков самих славян, то два из них устанавливаются легко, а третий — гипотетически (его большинство историков сейчас не считает предком славян, тогда как в начале века доминировала противоположная точка зрения).

Еремеев Д. Е. Турки.

Турки, тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции. Численность в Турции 50 млн. человек. Живут также в Германии (1,35 млн. человек), Болгарии (750 тыс. человек), Нидерландах (160 тыс. человек), Франции (150 тыс. человек), на Кипре (140 тыс. человек), в Македонии (110 тыс. человек), Греции (100 тыс. человек) и других странах мира. Общая численность 53,3 млн. человек.

Наапетян А. Турки Болгарии: пятая колонна Анкары.

Статья посвящена одному из национальных меньшинств Болгарии – туркам. Европейский аналитический сайт характеризует турок Болгарии как «одно из наиболее удачливых нацменьшинств Восточной Европы». В армянских СМИ встречаются упоминания о деятельности болгарских турок, особенно, когда в Софии предметом парламентских слушаний, а затем и голосования стал законопроект о признании Геноцида армян. «Неоценимый вклад» в провал этого законопроекта внесли депутаты турецкого происхождения. Продолжительное время этническим турком являлся вице-спикер парламента страны, который даже возглавлял парламентскую делегацию Болгарии в ПАСЕ (!). Партия, основанная турками Болгарии, с 1990-х гг. представлена в парламенте уже 12 лет, из которых 8 лет она входила в правящую коалицию.

Сидоренко Ю.И. Особенности психологии русского народа как фактор российской истории

Любая этническая единица (род, племя, народ, нация) проявляется в истории определённым типом поведения. Сам же этот тип определяется в огромной степени характером народа, или, вернее, его психологией, «душестроением» (базовыми потребностями и интересами, традиционными предпочтениями и привычками, исходными моральными нормами, изначальными установками в общении и т. д.). Психологии народов, характер их чувствований, доминирующие эмоции — это и есть «действующие лица» их истории. Если понять психологию, «душу» народа, свойственные ему базисные ценности («сверхценности»), можно понять и предсказать характер его отношений с соседними народами, его исторические устремления и цели, его позиции и роль в мировой истории, в судьбах человечества вообще.

Кикишев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941 - 1948 годы.

Актуальность темы диссертационного исследования. Славянское движение в СССР 1941–1948 годов в силу определенных причин оказалось мало изучено как отечественной, так и зарубежной историографией. Однако актуальность темы определяется не только потребностями исторической науки. Российская Федерация, в которой славяне составляют исключительное большинство, и, помимо русских, проживают украинцы, белорусы, поляки, сербы, болгары, чехи, словаки и другие представители славянских народов, в своей внешней и внутренней политике не может игнорировать славянский вопрос, историческую общность славян. Расширение НАТО на Восток за счет включения славянских государств углубляет расколы в славянском мире, что чревато новыми вооруженными конфликтами. Трагические события конца ХХ века на Балканах, развал Югославии, крушение казавшихся незыблемыми связей между Сербией и Черногорией, Болгарией и Македонией, во многом способствовали возникновению и развитию косовской драмы, которая может иметь тяжелые последствия для всей Европы.

Касьянова К. О русском национальном характере.

О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло,- писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание "русский характер", "русская душа" ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,- и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Почему до сих пор эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо? Я считаю, что в этом нет ничего ни удивительного, ни предосудительного. Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее.

Размолодин М.Л. Еврейский вопрос в идеологии черной сотни.

Проблема сохранения империи, защита христианской и национальной традиции определила базовые подходы черносотенцев к национальному вопросу. В отличие от националистов, руководствовавшихся идеями этнической чистоты, а потому с подозрительностью относившихся к любому инородческому влиянию, крайне правые предложили принцип дифференцированного подхода, посредством деления национальных меньшинств на дружественные и враждебные. В документах правомонархических организаций неоднократно приводился список конкретных народов, отнесенных к разря­ду враждебных. «Россия должна быть настороже не только про­тив соседей, но и против таких подданных, как финляндцы, поляки, латыши, армяне… а также обитателей Кавказа…», — говорилось в Программе СМА

Сулейманян А.Г. О железном занавесе в Аравийской пустыне.

Прибыв в Амман – столицу Хашимитского королевства Иордании – я сразу же направился в посольство Саудовской Аравии. Первое впечатление от посольства: хмурые, грубые и неприветливые охранники, разговаривать можно только через зарешеченные окна, английского или любого другого иностранного языка никто не знает. Пробыв до этого в Иордании неделю, не могу не отметить явных отличий: иорданцы, напротив, дружелюбны, с искренним интересом заговаривают с иностранцами, немедленно демонстрируя свои познания – пусть и не глубокие – в иностранных языках. Наконец, после долгих расспросов, я нашел одного из работников консульства (он как раз оказался самым вежливым из всех, с кем мне пришлось общаться), владевшего английским. Я протянул ему приглашение от футбольной федерации Саудовской Аравии и текст письма от редакции «Футбола». Он попросил подождать. Через минут десять, извиняясь, он сказал мне, что визу я получить не смогу, поскольку в приглашении указано в графе «место получения визы» Москва. Мой аргумент, что это незначительная мелочь, во-первых; и, во-вторых, я первый за всю историю дипломатических отношений человек из России, который будет присутствовать на футбольном матче в Эр-Рияде – столице страны – не возымели действия, несмотря на то, что сам он был явно не равнодушен к самой лучшей в мире игре.

Сахарных Д.М. Из истории удмуртской письменности.

Понятие письменности достаточно часто употребляется в работах, посвящённых различным вопросам удмуртоведения, при этом рассмотрением проблем формирования и развития удмуртской письменности (другими словами – её истории) обыкновенно занимаются лингвисты или литературоведы (В.И.Алатырев, В.М.Вахрушев, П.Домокош и др.), а в последнее время ещё и культурологи (А.Г.Красильников), что не могло не привести, с одной стороны, как к фрагментарностив исследовании такого явления, как письменность, а с другой – к досадной неопределённости в области категориальности.

Сахарных Д.М. Латинизация: очерк из истории удмуртской письменности.

В 1786 году, задолго до возникновения удмуртской письменности как таковой, автор одной из первых грамматик удмуртского языка о. Михаил Могилин отметил, оценивая перспективы развития удмуртской письменной культуры, что удмурты, не имеющие ныне своей письменности, должны будут усвоить русское письмо так же, как уже приняли веру русских и их закон [1], – и оказался совершенно прав: на всех этапах своего существования удмуртская письменностьбазировалась именно на кириллографической основе. Существуют, однако, исторические сюжеты, связанные и с разработкой альтернативной – латинской – удмуртской графики, которые, на мой взгляд, представляют значительный интерес в плане общего рассмотрения истории удмуртской письменности, хотя по традиции эти сюжеты и воспринимаются исключительно как языковедческие.

Страницы