Родионов М. А. Арабы.

Арабы, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке — Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т. д.). Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе. Основная масса арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке, Сирии, Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди арабов-христиан — копты Египта, марониты и православные Ливана, мелькиты (Ливан, Сирия, Иордания и др.) и др.

Предки арабов — племена Аравийского полуострова, у которых во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Внедрение лучного верблюжьего седла резко усилило военное и транспортное значение верблюжьей кавалерии. Первые северо-арабские государства 1-го тысячелетия до нашей эры — 1-го тысячелетия нашей эры — Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан, Лахм и племенное объединение Центральной Аравии Кинда — не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (VII век). С началом арабских завоеваний (первая треть VII века) этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец XIX — начало XX вв.), освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав в XX веке привели к политическому освобождению арабского мира, национальной консолидации арабов в пределах суверенных государств.

Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни арабов. Идеи арабского единства и национализма, палестинская проблема и внутренние противоречия политизируют арабское общество, придавая ему характерный социальный динамизм.

Арабы представляют собой оседло-кочевническую общность с конфликтами и взаимозависимостью между её составляющими, а также со значительной степенью культурного единства в каждом из её хозяйственно-культурных типов и подтипов (оседлые — полуоседлые — полукочевники — кочевники).

Большинство арабов — крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством.

Основа родо-племенной организации — семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные.

Традиционное жилище кочевников и полукочевников — четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых арабов — каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные или из сырцовых плит дома-крепости, хижины из циновок и т. д.

Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство арабов оказали большое влияние на мировую культуру.

В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова — распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и другие украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами.

Современная одежда арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.

Обычная пища бедуинов — верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых арабов — каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т. д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).

Богат фольклор арабов, ставший источником классической арабской поэзии (представление о ясновидении поэта — фаль и демоне поэзии — Хаджис) и тесно связанный с музыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты — бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки), сдвоенная и одноствольная дудка и др.

М. А. Родионов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 52-54.

Этнос: