Славяне

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I - III вв. н.э. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упом. о славянах у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы - на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южные фракийцы и иллирийцы, западные кельты. Вопрос о прародине славян остаётся спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы.

Литература:

Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по антропологическим данным. М., 1973.

Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.

Денисова Р.Я. Антропология древних балтов. Рига, 1975.

Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.

Ильинский Г.А. Проблема праславянской прародины в научном освещении А.А. Шахматова. // Известия отделения русского языка и словесности АН. Пгр., 1922. Т.25.

Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.

Лецеевич Л. Балтийские славяне и Северная Русь в раннем средневековье. Несколько дискуссионных замечаний. // Славянская археология. Этногенез, расселение и духовная культура славян. М., 1993.

Мельниковская О.Н. Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке. М., 1967.

Нидерле Л. Славянские древности. Т.1. Киев. 1904.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1973.

Проблемы этногенеза славян. Киев, 1978.

Рыбаков Б.А. Геродотова “Скифия”. М., 1979.

Седов В.В. Поисхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

Славяне и Русь. Проблемы и идеи. Трехвековой спор в хрестоматийном изложении. // Сост. А.Г. Кузьмин. М., 1998.

Славянские древности. Киев, 1980.

Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953.

Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 — 5.

Трубачев О.Н. Этногенез и культура древних славян. М., 1991.

Филин Ф.П. Происхождение русского, белорусского и украинских языков. Л., 1972.

Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.

Шафарик П.Й. Славянские древности. Прага — Москва, 1837.

Также читайте исследовательские материалы по истории и культуре славян в проекте СЛАВЯНСТВО. Форум славянский культур

и на портале ХРОНОС:

Жих М.И. К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н.э. в письменных источниках.

Читайте также проект

Анты, склавины и восточные славяне

В эпоху Великого переселения народов (IV-VII века) первые племенные группы формировавшегося славянства проникают на территорию будущей Новороссии. По мнению археологов, упоминаемые авторами VI века - готским писателем Иорданом и византийцем Прокопием Кесарийским - анты были носителями пеньковской культуры, распространявшейся от Нижнего Дуная до Северского Донца. Они упоминаются Иорданом при описании событий второй половины IV века как противники создателя мощного готского объединения на землях Восточной Европы Эрманарика (Германариха).

В историографии до сих пор широко распространено мнение, будто анты с самого своего появления на страницах истории были восточными славянами. Однако, скорее всего, в большинстве своём они славянами ещё не являлись, но с течением времени, после ухода в Центральную Европу сначала готов, а затем и гуннов..

Греков Б. Д. Восточные славяне: общественный строй

Вопрос об общественном строе, предшествующем образованию Киевского государства, — вопрос не новый. Об этом предмете много думали и писали. Если отбросить случайные мысли историков XVIII и начала XIX в. — случайные в том смысле, что авторы их сами не придавали им особого значения в системе своих построений, так как в строгом смысле термина у них «системы построения» и не было, — то нам придется указать на творца первой научной теории, легшей в основу трактовки истории России, — Эверса 1 с его теорией родового быта, С.М. Соловьева, положившего эту теорию в основу своей «Истории России с древнейших времен», и Кавелина...

Происхождение славян (ИУ.КК, 1948)

В начале I тысячелетия до н. э. начинается широкое применение железа, сказавшееся на дальнейшем развитии производительности труда, прежде всего в земледелии. В области хозяйства, общественной жизни и культуры населения Восточной Европы происходят большие изменения.

Первое тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры составляют чрезвычайно важный этап нашей истории, когда постепенно складывались славянские племена — предки русокого, украинского и белорусского народов.

Кто такие славяне и откуда они происходят?..

Древнейшие славяне. Анты (ИУ.КК, 1948)

С начала нашей эры земледельческое население наших земель известно уже под именем венедов — в западных и под именем сарматов — в юго-восточных районах. Так, римские писатели I ст. н. э. Тацит и Плиний Старший, перечисляя народы Центральной и Восточной Европы, наряду со скифами называют родственных им сарматов и похожих на скифов и сарматов по своим нравам и обычаям венедов. На основании более поздних сведений можно сделать вывод, что венеды являлись первыми собственно славянскими племенами.

Поселения и многочисленные могильники этого времени (от последних столетий до н. э. до IV—V ст. ст. н. э.) в исторической науке условно называются культурой попей погребений...

Раннеславянские племена Польши

В эпоху неолита в связи с общим прогрессом производства, несравненно более быстрым, чем в предшествующее время, в среде населения Центральной и Восточной Европы произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение пастушеских племен. Оно способствовало росту экономических связей между населением различных областей. Случайный обмен, который имел место в предыдущий период, постепенно приобретал характер регулярного обмена между земледельческими и пастушескими племенами.

Эти перемены в области экономики, особенно рост хозяйственного значения скотоводства, предопределили серьезные изменения в социальном устройстве общества. При пастушеском быте решающая роль в хозяйстве переходит к мужчине, в результате чего матриархальное родовое устройство уступает место отцовскому, или патриархальному, роду. О первенствующей роли мужчины в семье свидетельствует, в частности, новый погребальный ритуал, исчезновение древних культов матери-прародительницы...

Сказкин С.Д. Славяне на границах Византии

До середины VI века варвары, проникая через Дунайскую границу, либо уходили дальше на запад, либо возвращались с добычей за Дунай. Положение изменилось с середины VI века, когда решающей силой в этих вторжениях стали славянские племена.

В VI веке славяне были ближайшими и наиболее опасными соседями Византии. Византийские историки того времени делили славян на две основные группы — склавинов и антов. Склавинами они называли племена, жившие между Днестром и Дунаем, к северу — до Вислы, на западе — до среднего течения Савы. Анты заселяли земли в Северном Причерноморье — к востоку от Днестра и в Поднепровье, а также области к северо-востоку от Азовского моря, между Донцом и Доном...

Грабеньский В. Славянство и его ветви

На пространстве Восточной Европы, от Адриатического моря, Салы и Эльбы (Лабы) до Черного моря, Днепра, истоков Оки и Волги, от Балтийского моря за Савву и Дунай, осело племя, называемое славянским. Сравнительное языкознание доказывает, что слово (язык) этого племени принадлежит к группе языков, родственных с санскритом; история же утверждает, что славяне, будучи ветвью группы арийских народов, вероятно, как греки, римляне, кельты и германцы, переселились в Европу из Азии, с плоскогорий Ирана.

Борьба славян с готами и гуннами.

Многочисленность и успехи славян в общественно-экономическом развитии превращали их в могущественный фактор международной жизни того времени. Начиная со II—III вв. н. э., славяне вместе с другими народами Европы участвуют в исторической борьбе против мирового рабовладельческого государства — Римской империи. С другой стороны, им пришлось вести упорную борьбу за свои земли против агрессии готов и гуннов. В IV в. готский король Винитар, по словам Иордана, двинул на землю антов (так называли писатели VI в.

Тарасов И.М. Древние славяне и их соседи...

При изучении отечественной историографии особое внимание следует уделить «Скифской истории» Андрея Лызлова (ок. 1655 – после 1696). Книга претендует на звание первого труда по русской истории, написанного по образцовым научным лекалам того времени. «Скифская история» делится на части и главы, имеет подробные ссылки на источники, а также содержит список использованной автором литературы. Лызлов делает пробные шаги по пути сравнения источников и занимается грамотной трактовкой событий прошлого...

Артемов Н.Е, Языческая религия восточных славян

Восточные славяне, создавшие огромное феодальное государство, до конца X в. сохраняли языческую веру — религию первобытной эпохи. В их религиозных представлениях сохранились пережитки очень далекой старины. Они почитали некоторые камни, верили в чудодейственную силу животных, считая их своими прародителями, верили в оборотней (в превращение людей в зверей), поклонялись болотам, рекам, озерам и т. д. Леса, болота, реки, озера—словом, все, что окружало их, представлялось им населенным добрыми и злыми духами, которым надо приносить жертвы, совершать моления, чтобы склонить их на свою сторону. Живы были следы культа предков, зародившегося в эпоху родового строя. Славяне верили в загробную жизнь; при погребении они снабжали покойника всем необходимым для загробного существования: его любимыми вещами, предметами хозяйственного обихода, ставили на первое время горшок с пищей. Тризна (поминки) совершалась якобы об ушедшей в далекие края, иной мир, душе. Наиболее почитались души предков-родоначальников, которые в представлении славян и в загробной жизни не переставали следить за своим родом, защищать и покровительствовать ему. Олицетворением предков были божества Род и Рожаница...

Страницы

Подписка на RSS - Славяне