октября 2018

Общественный строй инков

В государстве инков сохранялось много пережитков первобытно-общинного строя. Племя инков состояло из 10 подразделений — хатун-айлью, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью была патриархальным родом, родовой общиной. Айлью имела своё селение и владела прилегающими полями; члены айлью считались между собой родичами и назывались родовыми именами, которые передавались по отцовской линии.

Айлью были экзогамны, внутри рода нельзя было вступить в брак. Члены айлью верили, что находятся под защитой родовых святынь — уака. Айлью обозначались так же, как пачака, т. е. сотня. Хатун-айлью («большой род») представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячей. В государстве инков айлью превратилась в сельскую общину. Это становится очевидным при рассмотрении норм землепользования. Вся земля в государстве считалась принадлежащей верховному инке. Фактически она находилась в распоряжении айлью. Самая территория, принадлежавшая общине, называлась марка (случайное совпадение с названием общины у германцев). Земля, принадлежавшая всей общине, называлась марка пача, т. е. земля общины...

Гарни О.Р. Брак и семья у хеттов

Из свода законов несомненно явствует, что в хеттской семье царил патриархальный уклад. О том, что мужчина обладал неограниченной властью над своими детьми, свидетельствует и предписание статьи 44а, где сказано, что человек, убивший ребенка, должен отдать его родителям своего собственного сына, и тот факт, что отец был волен «отдать» свою дочь жениху. Власть мужа над женой косвенно подтверждается выбором лексики в статьях, где речь идет о заключении брака: муж «берет» жену и «владеет» ею; если он уличит ее в прелюбодеянии, то волен сам решить ее судьбу.

Евреи, родившийся от еврейской матери

С традиционной религиозной точки зрения самих евреев, евреем является человек, родившийся от еврейской матери (1177), но эта формула страдает тем недостатком, что определяемое слово включено в форме прилагательного в определение. Та же ошибка присутствует в рамках нового определения, принятого израильским парламентом в марте 1970 года, согласно которому человек является евреем, если он или она есть потомки еврейской матери или были обращены в еврейскую веру ортодоксальным раввинатом или раввином еврейского реформистского движения или раввином еврейского консервативного движения (33, 1174).

Индейцы юго-запада Северной Америки

Наиболее типичными для этой группы были племена пуэбло. Данные археологии позволяют проследить историю индейцев пуэбло до первых веков нашей эры. В VIII веке индейцы пуэбло уже занимались земледелием и создали систему искусственного орошения. Они сажали кукурузу, бобы, тыкву и хлопок. У них было развито гончарное дело, но без гончарного круга. Керамика отличалась красотой формы и богатством орнамента. Они употребляли ткацкий станок и изготовляли ткани из хлопкового волокна. Испанское слово «пуэбло» значит селение, община.

Испанские завоеватели назвали так группу индейских племён по поразившим их селениям, представлявшим собой одно общее жилище. Жилище пуэбло состояло из одного строения из сырцового кирпича, внешняя стена которого замыкала всё селение, делая его недоступным для нападения извне. Жилые помещения спускались уступами внутрь огороженного двора, образуя террасы, так что крыша нижнего ряда служила дворовой площадкой для верхнего...

Полинская М.С. Тувалу

ТУВАЛУ (самоназвание), тувалуанцы, эллисцы, полинезийский народ, коренное население Тувалу, живут также на островах Лайн и Гилберта (Кирибати), на Науру и Фиджи. Численность 10 тысяч человек, в том числе в Тувалу 7 тысяч человек. Говорят на языке тувалу восточноавстронезийской группы австронезийской семьи. Два крупных диалекта: северный (на острове Нанумеа и др.), близкий тонганскому, и южный (ваитупу, от названия одного из островов), сходный с самоанским и токелауанским. Население острова Нуи говорит на кирибати. Распространён также английский язык. Письменность на основе латинской графики с середины XIX века. Тувалу — христиане (в основном протестанты-конгрегационалисты). В XV—XVI веках на острова Тувалу мигрировали самоа, в дальнейшем оказавшие сильное влияние на тувалу. В XIX—XX веках тувалу испытали влияние кирибати. Обнаруживается также сходство тувалу с токелау. Традиционные занятия — рыболовство, ловля акул, ручное земледелие (таро, ямс, батат, панданус, кокосы), свиноводство, изготовление лодок. Тувалу славились мореходным искусством...

Майя: одежда и быт

Мужчины одевались в соответствии с климатом. Основным предметом одежды была ииш, тканая хлопчатобумажная набедренная повязка, которую «очень тщательно изготавливали женщины». Ее обертывали вокруг талии несколько раз и пропускали между ног. Концы набедренной повязки свисали спереди и сзади. Это самый широко распространенный предмет одежды майя, встречающийся на изображениях с древнейших времен. Мужчин, облаченных в ииш, можно обнаружить на раскрашенной керамике, а на некоторых скульптурах, датируемых 600 годом н. э., концы набедренной повязки покрыты изысканными украшениями.

На плечи майя набрасывали накидку, похожую на пончо (пати), которая отражала социальный статус человека. Ее же использовали в качестве одеяла ночью во время сна. Если это звучит по-деревенски просто, то следует помнить, что древний грек надевал на себя одежды не больше. Он использовал также в качестве одежды полотнище, на котором спал, элегантно оборачивая его вокруг себя утром, когда выходил на свет божий. Сандалии завершали одеяние простолюдина. Их носили почти все, особенно на Юкатане, из-за неровной, зачастую каменистой поверхности почвы. Эти сандалии эуэль делали из шкур либо тапира, либо оленя и привязывали к ступням двумя ремешками...

Религия инков

Религия занимала большое место в жизни древних народов области Анд. Наиболее древнего происхождения были пережитки тотемизма. Общины носили названия животных: Пумамарка (община пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т. п.; сохранилось культовое отношение к некоторым животным. Близко к тотемизму стояло религиозное олицетворение растений, в первую очередь картофеля, как культуры, игравшей огромную роль в жизни перуанцев. До нас дошли изображения духов этого растения в скульптурной керамике — сосуды в виде клубней. «Глазок» с ростками воспринимался как рот пробуждающегося к жизни растения. Большое место занимал культ предков. Когда айлью из родовой общины превратилась в соседскую общину, предки стали почитаться как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности.

С культом предков был связан и обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах, часто высеченных в скалах. Особенного развития достиг культ мумий правителей: они окружались ритуальным почитанием в храмах, жрецы шествовали с ними во время больших праздников. Им приписывалось сверхъестественное могущество, их брали в походы и выносили на поле битвы. У всех племён области Анд существовал культ сил природы...

Индейцы прерий

В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота, команчи, арапахи и чейены. Эти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским колонизаторам.

Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев прерий объединяли общие черты хозяйственной деятельности и культуры. Основным источником их существования была охота на бизона. Бизон давал мясо и жир для питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими *, с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали.

Индейцы прерий не знали металла, они употребляли каменные топоры и молоты, кремнёвые ножи, скребки и наконечники стрел. Боевым оружием были лук, копья и палицы с каменным навершием. Пользовались круглыми и овальными щитами из кожи бизона...

Индейцы восточной части Северной Америки

Племена восточной части Северной Америки — ирокезы, мускогские племена и др. — жили оседло, занимались мотыжным земледелием, охотой и собирательством. Они изготовляли орудия из дерева, кости и камня, применяли и самородную медь, которую обрабатывали холодной ковкой. Железо им не было известно. Оружием служили лук со стрелами, дубинки с каменным навершием и томагавк. Алгонкинским словом «томагавк» тогда называлась изогнутая деревянная палица с шарообразным утолщением на боевом конце, иногда с костяным наконечником.

Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил вигвам — шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Образованный таким путём куполообразный остов покрывался кусками древесной коры.

У племён восточной части Северной Америки в начале XVI в. господствовал первобытнообщинный строй.

Наиболее типичными для всей группы восточных племён были ирокезы. Образ жизни и общественное устройство ирокезов были описаны во второй половине XIX в. известным американским учёным Льюисом Морганом, реконструировавшим основные черты их строя до колонизации...

Индейцы северо-западного побережья

Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни.

У этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки...

Страницы